Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Управление качеством образования посредством творческой деятельности

Определение 1

Творческая деятельность - это процесс, в ходе которого создается нечто новое, не имеющее аналогов.

Понятие и сущность управления качеством образования

Управление качеством образования – это совокупность планомерно осуществляемых стратегических и оперативных действий по обеспечению, улучшению, контролю и оценке качества образования.

Современная образовательная организация нуждается в разработке и внедрении системы управления качеством для решения следующих задач:

  • повышение эффективности и результативности образовательного процесса;
  • развитие в образовательной организации творческой и деятельной атмосферы;
  • активизация профессиональной деятельности педагогов;
  • улучшение системы управления в образовательной организации;
  • оптимизация обеспечения процесса образования финансовыми, материальными, кадровыми ресурсами;
  • создание безопасных условий для осуществления образовательной деятельности и др.

В рамках управления качеством образования воздействие оказывается на всех уровнях: учебный процесс, воспитательная работа, психологическое сопровождение, методическая работа. Как правило, управление качеством перечисленных объектов базируется на положениях, должностных инструкциях, планах работы, графиках и т. п.

Важным аспектом управления качеством образования является система его оценки. С ее помощью определяют степень соответствия качества образования установленным нормам, на основе чего в последующем принимают управленческие решения, исполнение которых должно привести к повышению качества образования. В системе оценки качества образования выделяют шесть блоков (объектов оценки): нормативно-документационный, организационный, процессуальный, инструментально-технологический и ресурсный, параметрический, информационно-презентационный.

Управление качеством образования во многих странах признается задачей государственного уровня, поскольку производным от качества образования является качество труда, а оно, в свою очередь, в значительной степени предопределяет уровень качества выпускаемой продукции. Следовательно, сейчас активно разрабатывают и применяют различные методы и инструменты повышения качества образования.

«Управление качеством образования посредством творческой деятельности» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Творческая деятельность как средство повышения качества образования

Необходимым условием повышения качества образования в настоящее время является развитие в образовательной организации творческой деятельности. Речь идет про процесс создания нового и сохранения воспроизведенного продукта. Достигнутый результат данной деятельности будет отличаться новизной, оригинальностью, прогрессивностью.

Творческая деятельность представляет собой высшую форму активности и самостоятельной деятельности личности. Она может привести к созданию уникальных, социально значимых духовных и материальных ценностей. Творческая деятельность по большей части связана с внутренним субъективным миром человеческой психики. Нередко она носит спонтанный характер, причины творческого акта, как правило, бывают внутренними, а не внешними.

Результаты многих исследований показывают, что творческая деятельность оказывает позитивное влияние на личность обучающегося. Преподаваемый материал усваивается лучше и быстрее, воспитательный процесс протекает без каких-либо эксцессов. Следовательно, имеет место повышение качества образования.

Это утверждение базируется на нескольких психологических характеристиках механизма творчества:

  • обучающийся осознает проблему, вслед за чем у него появляется заинтересованность и желание решить рассматриваемую задачу (т.е. повышается уровень учебной мотивации);
  • обучающийся для решения поставленной проблемы собирает и обрабатывает необходимую информацию, выдвигает и оценивает разнообразные варианты предположений (гипотез) будущего решения, что на подсознательном уровне сопровождается большей мыслительной активностью, чем при традиционной учебной деятельности;
  • обучающийся находит решение проблемы и переживает в этот момент сильные положительные эмоции, которые подкрепляют как саму эвристическую деятельность, так и учебную мотивацию.

Следовательно, выше перечисленные три психологические составляющие творческой деятельности способствуют оптимизации образовательного процесса и уменьшению психических затрат, которые сопровождают обучающихся при решении учебных задач.

С точки зрения повышения качества образования большое значении имеет не только процесс творческой деятельности, но и ее результат. Во многих случаях творческое субъективное «открытие», которое было сделано обучающимся, с учетом его оригинальности (необычности) и полезности может значительно увеличить степень осознанности выполняемой им учебной деятельности, т. е. возникают стимулы для дальнейшей познавательной активности.

В образовательном процессе важно практиковать различные виды творческой деятельности. Творческие задания следует использовать не только в рамках традиционных учебных предметов, но и в виде исследовательского, технического, художественного творчества. Тем самым, учебный процесс может стать более интересным и привлекательным для обучающихся.

Таким образом, организация творческой деятельности обучающихся способна значительно повысить качество образования, поскольку психологические особенности процесса и результаты данного вида деятельности способствуют несколько иной мыслительной активности (т. е. учебный материал усваивается лучше), возникновению заинтересованности в дальнейшем обучении (т. е. учебной мотивации).

Дата написания статьи: 27.04.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot