Системный подход - это один из принципов менеджмента качества, который предлагает относиться к взаимосвязанным процессам в рамках их выявления, понимания и управления как к системе.
Сущность системы управления качеством на предприятии
В соответствии с действующими на сегодняшний день международными стандартами серии ИСО-9000, которые посвящены вопросам менеджмента качества, результативность и эффективность организации во время ее функционирования по достижению поставленных целей могут быть повышены за счет обращения с взаимосвязанными процессами (их выявления, понимания, менеджмента) как со системой. Системой вообще называется совокупность взаимосвязанных элементов, которые вместе образуют определенную целостность, единство, что приводит к появлению качественно иных свойств.
Следовательно, системный подход к управлению качеством на предприятии предполагает создание системы менеджмента качества. Она представляет из себя целевую подсистему управления предприятием. Главной целью ее существования и функционирования является создание условий для достижения необходимого уровня качества объекта производства в условиях минимальных затрат.
Программа (план) достижения указанной цели представляет собой политику предприятия в области качества. Именно ее реализация составляет большую часть функционирования системы управления качеством на предприятии.
Принципы системного управления качеством на предприятии
В данном случае системный подход воплощается в жизнь через утверждение и реализацию следующих принципов управления качеством на предприятии:
- Принцип целенаправленного управления - управление качеством осуществляется в границах, установленных в соответствии с поставленной целью, а принимаемые управленческие решения имеют адресный характер.
- Принцип комплексного управления - субъекты управления качеством оказывают воздействие на все стадии жизненного цикла продукции, а также на все структурные подразделения, руководство и весь персонал предприятия.
- Принцип непрерывного управления - процесс управления качеством ориентируется на постоянное улучшение системы.
- Принцип объективного управления - управление осуществляется посредством подбора менеджеров соответствующей квалификации, использования ими адекватных методов управления и выбора таких показателей, которые отражают действительное состояние управления качеством.
- Принцип оптимального управления - отдельные процессы и вся система управления качеством должны реализовываться с надлежащими значениями результативности и эффективности.
Кроме того, система управления качеством на предприятии должна обладать такими характеристиками, как делимость системы на подсистемы, процессы, элементы; иерархичность управления по уровням; установление приоритетности одних целей по отношению к другим; замкнутость управленческого цикла - прогнозирование, планирование, организация, мотивация и контроль. Еще от этой системы требуется повышенная гибкость, что является обязательным в условиях постоянных изменений в окружающей (экономической) среде.
Субъекты и объекты управления качеством на предприятии
Важными признаками системы управления качеством на предприятии являются субъекты и объекты. В качестве субъектов управления в большинстве случаев выступают менеджеры различных уровней (руководители структурных подразделений предприятия).
Объекты управления качеством можно представить в виде трех крупных групп. Во-первых, это - процессы, которые происходят на предприятии. Во-вторых, это - продукция, т.е. конечный результат деятельности предприятия. В-третьих, это - персонал, который может рассматриваться как отдельные исполнители, так и отдельные структурные подразделения предприятия.
Субъекты и объекты управления качеством в рассматриваемой системе взаимодействуют, с одной стороны, через оказание субъектами управляющего воздействия на объект посредством принятия управленческих решений в области качества, с другой стороны, через механизм обратной связи, с помощью которого субъекта управления информируют о результатах исполнения принятого управленческого решения, а также о функционировании объекта, о его соответствии предъявляемым требованиям.
Таким образом, управляющая и управляемая подсистемы представляют собой взаимодействующие и взаимовлияющие составные части системы, что обеспечивает их единство в рамках системы управления качеством.
Подсистемы управления качеством на предприятии
Структуру системы управления качеством на предприятии чаще всего представляют в виде совокупности общих, специальных и обеспечивающих подсистем.
Общими подсистемами управления качеством признаются подсистема прогнозирования и планирования качества продукции; подсистема учета, анализа и оценки качества продукции; подсистема стимулирования качества продукции и ответственности за него; подсистема контроля качества продукции. Специальными подсистемами управления качеством, которые имеют место только в рассматриваемой системе, являются подсистемы стандартизации, испытания продукции, профилактики брака, оценки соответствия и сертификация.
Обеспечивающие подсистемы призваны создавать благоприятные условия для полноценного функционирования общих и специальных подсистем управления качеством. Так, выделяют такие виды обеспечения, как правовое, информационное, материально-техническое, метрологическое, кадровое, организационное, технологическое, финансовое.
Таким образом, системный подход к управлению качеством на предприятии проявляется в создании и функционировании специализированной (т.е. целенаправленной) системы, которая входит в состав общей системы менеджмента предприятия.