Процессная модель организации - это способ представления организации в виде целостной системы взаимосвязанных процессов по выполнению ее структурными подразделениями производственных и управленческих функций.
Сущность процессной модели организации
Наука и практика менеджмента неоднократно меняли подходы к обеспечению качества. Так, довольно долгое время популярным был функционально-иерархический подход. Однако не так давно было предложено использовать процессный подход к менеджменту.
В основе этого подхода лежит предположение о том, что любую деятельность, при осуществлении которой входы с помощью ресурсов преобразуют в выходы, можно рассматривать как процесс. В этом случае менеджмент организации будет сосредотачивать свое внимание не на выполняемых функциях, а на межфункциональных процессах, которые объединяют отдельные функции в общие потоки с целью достижения организацией конечных результатов.
В случае разработки и реализации процессной модели менеджмента организации основной целью ее системы качества будет провозглашаться не обеспечение качества продукции на надлежащем уровне, а полное и своевременное удовлетворение потребностей всех заинтересованных сторон и увеличение ценности для каждой из них. Для этого руководство организации в большей степени будет прилагать усилия для управления и развития горизонтальных связей в организационной структуре (т.е. между функциональными подразделениями), а не вертикальных связей, которые традиционно хорошо отлажены.
Приоритетный вариант разработки процессной модели организации
Разработка процессной модели является одним из основных этапов внедрения в организацию процессного подхода к менеджменту. На данном этапе определяют последовательность и взаимодействие процессов. Процессной моделью принято называть совокупность взаимодействующих процессов, каждый из которых оказывает влияние на функционирование как других процессов, так и системы в целом.
Основным понятием процессного подхода является процесс. Он представляет собой определенную совокупность действий, которые направлены на достижение поставленной цели посредством трансформации входов в выходы.
Перед тем, как начать разрабатывать процессную модель организации, необходимо выявить и классифицировать процессы системы менеджмента качества. Данная задача считается наиболее сложной при внедрении в организацию процессного подхода, поскольку состав и структура процессов отражает индивидуальные особенности производства и ведения бизнеса каждой конкретной организации.
Чаще всего придерживаются следующей квалификации процессов в организации, которая построена на основе их влияния на добавленную стоимость продукции и организации в целом, благодаря чему может быть дана экономическая оценка результативности и эффективности процессов:
- основные процессы (бизнес-процессы) - это процессы, которые непосредственно добавляют стоимость продукции и способствуют достижению коммерческих целей организации, т. е. получению ею прибыли;
- процессы менеджмента - это процессы, которые обеспечивают постановку и реализацию целей и задач организации, а также взаимосвязь и оптимизацию всех процессов организации;
- обеспечивающие (вспомогательные) процессы - это процессы, которые опосредовано влияют на стоимость, поскольку направлены на создание необходимых (благоприятных) условий для осуществления основных бизнес-процессов.
Основные процессы прямо отражают физическое создание продукции, ее доставку и послепродажное обслуживание. В связи с этим, когда разрабатывают процессную модель организации, основные бизнес-процессы, последовательно взаимодействуя друг с другом, образуют линейную цепочку.
Процессы менеджмента являются самыми мобильными, так как они вынуждены постоянно адаптироваться к изменяющимся условиям бизнеса. Эта группа процессов формирует бизнес-стратегию и культуру менеджмента организации, повышая, тем самым, эффективность и результативность основных и обеспечивающих процессов.
Обеспечивающие (вспомогательные) процессы по своему характеру являются вертикальными, потому что они отражают деятельность организации по вертикали в соответствии с ее организационной структурой и принятой формой взаимодействия руководителей структурных (функциональных) подразделений.
Таким образом, концептуальная процессная модель менеджмента организации должна показывать взаимосвязь различных видов процессов, которые образуют три базовые группы.
Подход Д. Гарвина к разработке процессной модели организации
Среди множества различных классификаций процессов, которые происходят внутри организации, заслуживает внимание подход, который был разработан в 1998 году американским профессором Дэвидом Гарвином. При создании своего подхода Д. Гарвин использовал понятия и методы стратегического менеджмента, теории организации, социальной психологии и истории бизнеса.
По его мнению, все процессы в организации разбиваются на три категории:
- Рабочие процессы - собственно рабочие процессы (создают, производят и представляют необходимую потребителю продукцию) и административные процессы (вырабатывают информацию и планы, необходимые для управления бизнесом).
- Поведенческие процессы - процессы принятия решений, коммуникативные процессы, процессы обучения в организациях (используются для осуществления когнитивных и межличностных аспектов работы).
- Процессы изменений - автономные процессы (появляются естественным образом вследствие внутренней динамики организации) и индуцированные процессы (создаются как, например, плановая деятельность).
Считается, что Д. Гарвин провел самое полное исследование, которое включает анализ и синтез самых значимых разработок в области процессного подхода.