Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Общая методология построения системы менеджмента качества в организации

Определение 1

Методология - это набор приемов и способов, которые представлены в виде алгоритма, ориентированного на достижение конкретной практической цели (например, построение системы менеджмента качества в организации).

Основы построения системы менеджмента качества в организации

При построении системы менеджмента качества необходимо учитывать специфику деятельности организации. Но независимо от отрасли, региона, масштаба деятельности система менеджмента качества должна охватывать все стадии жизненного цикла продукции и обеспечивать участие в управлении качеством всех сотрудников организации - это один из главных принципов построения СМК.

Перед построением системы менеджмента качества в организации нужно принимать во внимание ее функциональное предназначение. Оно заключается в обеспечении проведения проверок (внутренних аудитов) по предупреждению несоответствий и дефектов, а также в препятствовании их допуску в производство и к потребителю. А объектами управления в системе менеджмента качества считаются:

  • качество продукции (услуг, работ);
  • качество процессов, выходом которых является продукция;
  • качество управления;
  • среда, в которой организовано выполнение процессов.

Построение системы менеджмента качества в организации подробно описано в международных стандартах ИСО серии 9000. В соответствии с ними процесс построения способствует развитию системы управления в организации посредством ее ориентации на потребности потребителей и оптимизации бизнес-процессов.

Организационной основой для системы менеджмента качества традиционно является служба управления качеством. Она представляет собой штабной орган, который в соответствии с распределением полномочий в организации отвечает за реализацию стратегии и политики в области качества. Более того, служба управления качеством организует, координирует и реализует работы по разработке, внедрению и функционированию системы менеджмента качества с учетом рекомендации международных и государственных стандартов.

Для надлежащего построения системы менеджмента качества и ее дальнейшего успешного функционирования в организации разработана соответствующая документация. В частности, обязательными для разработки и утверждения в организации являются следующие документированные процедуры: управление документацией и записями, внутренний аудит, управление несоответствующей продукцией, корректирующие и предупреждающие действия.

«Общая методология построения системы менеджмента качества в организации» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Этапы построения системы менеджмента качества в организации

На начальном этапе построения и внедрения системы менеджмента качества в организации определяются потребности и ожидания всех основных заинтересованных сторон - собственников, акционеров, инвесторов, потребителей, персонала, партнеров и др. Далее вырабатываются стратегия и политика организации в области управления качеством, а для их реализации определяются необходимые бизнес-процессы, методы и показатели оценки их эффективности.

По заданным показателям происходит измерение и проводятся проверки. Если будет выявлено наличие каких-либо несоответствий, то потребуется принятие и исполнение мер, связанных с их ликвидацией или в целом - с повышением эффективности системы менеджмента качества в организации. Процесс построения рассматриваемой системы обычно завершается разработкой и запуском процесса ее постоянного совершенствования.

Процессная модель построения системы менеджмента качества

В настоящее время построение системы менеджмента качества в организации реализуется в рамках процессной модели. Это означает, что данная деятельность осуществляется непрерывно, т. е. после первоначального построения системы принимаются меры по ее поддержанию в рабочем состоянии (т.е. по ее совершенствованию с учетом изменяющихся условий).

В соответствии с процессной моделью система менеджмента качества разрабатывается и внедряется в организации путем реализации следующих процессов:

  1. Разработка измеримых целей в области качества для каждого вида деятельности и для всех уровней организационной структуры (например, рост прибыли, повышение удовлетворенности клиентов, повышение квалификации сотрудников и др.).
  2. Описание основных процессов (производство продукции) и вспомогательных процессов (управление, ресурсное обеспечение, бухгалтерский учет и пр.).
  3. Разработка показателей процессов (показателей выходов, функционирования, результативности, эффективности).
  4. Оформление документов СМК (руководства по качеству, регламентов процессов и процедур, положений о структурных подразделениях, должностных инструкций и др.).
  5. Ознакомление персонала с оформленными документами.
  6. Актуализация документации СМК (периодический анализ документации и внесение в нее необходимых изменений).
  7. Сбор результатов измерений.
  8. Планирование и проведение внутренних аудитов (т. е. независимых и объективных проверок по соответствию предъявляемым требованиям).
  9. Анализ данных (выявление несоответствий, определение причин их возникновений, прогнозирование развития ситуации).
  10. Разработка корректирующих и предупреждающих действий и устранение несоответствий (т. е. совершенствование организации и ее системы менеджмента).
  11. Подготовка к сертификации и сертификация (т. е. проверка организации аккредитованным органом на предмет ее соответствия положениям действующих стандартов).

Таким образом, построение системы менеджмента качества в организации является комплексной деятельностью, которая не завершается после формального достижения заявленной конечной цели - создания и внедрения ряда определенных обязательных элементов системы. Она продолжает вестись, но уже в формате постоянного совершенствования системы.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата написания статьи: 31.01.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot