Система менеджмента качества - это система, которая создается и внедряется в организации для разработки и реализации политики, формулирования и достижения целей в области качества.
Внешние причины создания и внедрения системы менеджмента качества
Организации приходят к осознанию необходимости создания и внедрения у себя системы менеджмента качества под воздействием достаточно многообразных и индивидуальных причин. В некоторых случаях потребность организации в наличии сертифицированной системы менеджмента качества объясняется внешними причинами. Такими, например, считаются:
- необходимость выхода на международные рынки сбыта;
- получение возможности выполнения государственного заказа;
- стремление преодолеть технические барьеры в коммерческой деятельности;
- необходимость соблюдения соответствующих требований со стороны законодательства, заказчиков, головных компаний;
- необходимость участия в тендерах на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг;
- повышение уровня доверия потребителей к организации и формирование у нее положительной деловой репутации;
- потребность в привлечении дополнительного финансирования (инвестиционного, кредитного и др.).
Наличие сертифицированной системы менеджмента качества может подтвердить стабильность функционирования организации. Благодаря этому подтверждению современные организации могут получить услуги факторинга, страхования и др.
Внутренние причины создания и внедрения системы менеджмента качества
Система менеджмента качества в организации создается и внедряется не только из-за внешних причин, но еще и из-за внутренних предпосылок. Как правило, они связаны с тем, что руководство организации стремится повысить ее конкурентоспособность и эффективность деятельности.
Отсюда можно сформулировать следующие внутренние причины создания и внедрения системы менеджмента качества:
- желание максимально учесть рыночные потребности и удовлетворять требования каждого потребителя отдельно в целях максимизации доходов;
- повышение прозрачности и управляемости деятельности организации за счет оптимизации организационной структуры и распределения ответственности и полномочий в системе управления посредством документирования, контроля, анализа и периодического пересмотра ключевых производственных и управленческих процессов, внедрения процессного подхода в повседневную работу организации;
- повышение стоимости организации, что может быть обусловлено ее предстоящей продажей, капитализацией, привлечением инвестиций и пр.;
- создание возможности для максимальной реализации возможностей персонала организации и его вовлечения в достижение корпоративных целей;
- развитие организации на базе непрерывного улучшения качества выпускаемой продукции и деятельности в целом.
Руководители организации рассматривают наличие сертифицированной системы менеджмента качества как потенциальный способ решения перечисленных выше задач. Все это привело к тому, что в последние годы все больше отечественных и иностранных организаций принимают стратегическое решение о создании, внедрении и последующей сертификации системы менеджмента качества в соответствии с международными стандартами ISO серии 9000.
Значение создания и внедрения системы менеджмента качества
Главная задача системы менеджмента качества в организации заключается не в контроле за каждой единицей выпускаемой продукции, а недопущении в работе ошибок, которые могли бы привести к появлению брака (плохому качеству продукции или услуг).
Внедрение в организации системы менеджмента качества должно проводиться только по инициативе сверху, поскольку данный процесс требует изменения сложившегося порядка ведения дел, стереотипов сотрудников организации. В случае отсутствия заинтересованности в системе менеджмента качества со стороны руководства вероятность успеха стремится к нулю, так как основная задача системы менеджмента качества заключается не в повышении эффективности труда работников.
Чаще всего подобные изменения представляют собой цель руководителя или собственника организации. Самим сотрудникам создание и внедрение СМК зачастую приносит дополнительную головную боль.
Как правило, трудозатраты с внедрением системы менеджмента качества не уменьшаются, а выгоды от рассматриваемых изменений понятны только высшему менеджменту. Обычно они сводятся к повышению управляемости предприятия и возможности расширения бизнеса. Но рядовые сотрудники, за редким исключением, встречают такие перемены всегда в штыки.
Система менеджмента качества зачастую рассматривается как способ организации производственных процессов, который обеспечивает достижение запланированных результатов. Кроме того, система менеджмента качества служит для того, чтобы улучшать качество управления бизнес-деятельностью.
Организации, которые создали и полноценно внедрили качественную систему менеджмента качества, получают возможности для повышения качества изготавливаемой и реализуемой продукции. Помимо этого, в подобных организациях зачастую повышается культура менеджмента и уровень управляемости. Особое значение имеет экономия затрат на разработку, производство, применение. Но кроме издержек еще снижаются риски.
Таким образом, система менеджмента качества создается и внедряется в организации в силу действия ряда причин внешнего и внутреннего характера. Эти причины в основном связаны с тем, что наличие сертификата соответствия системы менеджмента качества установленным требованиям является в настоящее время весомым конкурентным преимуществом организации со всеми вытекающими из данного обстоятельства положительными последствиями.