Петля качества - это концептуальная модель нескольких взаимосвязанных видов деятельности предприятия в области качества.
Общие сведения о модели «петля качества»
Существует несколько подходов к описанию деятельности, которую предприятия ведут в области качества. Один из концептуальных подходов предложен международными стандартами ИСО, и он представляет собой модель «петли качества». Петлей качества принято называть жизненный цикл продукции, который рассматривается как замкнутый, а потому - представляют в виде кольца.
Обычно в жизненный цикл продукции включают следующие основные этапы:
- Маркетинг.
- Проектирование.
- Планирование.
- Закупки.
- Производство.
- Проверка.
- Упаковка.
- Хранение.
- Продажа и распределение.
- Монтаж.
- Техническое обслуживание.
- Послепродажная деятельность.
- Утилизация.
Необходимость управления качеством и производством как такового зачастую вынуждает предприятия разбивать перечисленные этапы на более мелкие составляющие, что приводит к увеличению петли качества. Петля качества позволяет менеджерам предприятия установить связь между производством и потребителями продукции. Кроме того, осуществляется взаимосвязь со всеми объектами, которые обеспечивают решение задач в области управления качеством продукции.
Наибольшее значение при применении в управленческой деятельности модели «петля качества» имеет обеспечение целостности всех процессов управления качеством на протяжении всех этапов жизненного цикла продукции. Считается, что если на каком-то из этапов не уделить достаточно внимания, то пострадает качество всего продукта. Впоследствии это приведет к ухудшению имиджа предприятия и к утрате доверия к нему со стороны потребителей.
Описание этапов модели «петля качества»
Согласно модели «петля качества», первым этапом жизненного цикла продукции является маркетинг. Он представляет собой деятельность по поиску, сбору и изучению маркетинговой информации, т.е. информации о требованиях, которые внешняя среда в лице потребителей и общества предъявляет к продукции и предприятии. Необходимо обеспечить достоверность, актуальность и полноту маркетинговой информации, благодаря чему можно точно установить наличие текущей или перспективной потребности в конкретном товаре.
На основе проанализированной маркетинговой информации инициируются работы по проектированию и разработке продукции, которая должна удовлетворять заявленным требованиям. Это означает, что предварительные параметры продукции, сформулированные маркетологами, подлежат переводу на язык технических требований к материалам, конструкции, технологическим процессам. Непосредственным результатом этой работы становятся технические условия, чертежи, технологические карты и т. п.
На этапе планирования:
- составляют перечень работ, которые необходимо выполнить;
- определяют сроки выполнения этих работ;
- назначают конкретных исполнителей и ответственных лиц;
- распоряжаются о выделении требуемых ресурсов;
- закрепляют принятые решения разработкой и утверждением соответствующих документов.
Перед тем как начать непосредственно производственную деятельность, нужно обеспечить его необходимыми ресурсами. Это происходит в процессе материально-технического снабжения, когда закупают сырье, материалы, комплектующие изделия, оборудование. На данном этапе важно сделать правильный выбор в пользу поставщика и грамотно организовать входной контроль.
Спроектированная продукция создается в процессе производства, когда сырье и материалы преобразуются в готовые изделия. Кроме обеспечения материальными ресурсами, данный процесс должен быть обеспечен квалифицированными рабочими, а также рационально организован (имеется в виду распределение функций и установление взаимосвязей между подразделениями/цехами).
Изготовленная продукция как результат производства подлежит проверке (контролю). Для того чтобы допустить ее до продажи, нужно удостовериться в отсутствии каких-либо дефектов. С этой целью в специальных лабораториях и центрах проводят исследования, испытания, измерения.
Допущенная готовая продукция подлежит упаковке. Т.е. она помещается в специальную тару, которая защищает продукт от внешних воздействий, содержит информацию о продукте и его изготовителе, выполняет функцию привлечения внимания покупателей.
Если между моментами упаковки продукции и ее продажи (непосредственной передачи покупателю) имеется временной промежуток, то он заполняется хранением продукции в складских помещениях. При этом важно обеспечить благоприятные условия хранения (по температуре и относительной влажности воздуха, воздействию света и другим факторам).
Продажа представляет собой сделку, в рамках которой происходит передача прав собственности на продукт. Продукт передается покупателю, а тот, в свою очередь, передает продавцу (производителю) оговоренную сумму денежных средств. Стоит отметить, что продажа может быть организована напрямую между производителем и конечным потребителем, так и опосредовано - через представителей оптовой и розничной торговли.
В случае необходимости продавец может заниматься монтажом проданной продукции, т. е. вводом ее в эксплуатацию. А после того, как покупатель начнет пользоваться приобретенной продукцией, он в некоторых случаях может рассчитывать на получение технического обслуживания (замены деталей, ремонта и др.).
Для производителей (продавцов) послепродажная деятельность заключается в сборе информации о степени удовлетворенности потребителей, на основе чего затем последует внесение изменений в процесс производства. Завершается жизненный цикл продукции ее утилизацией, которая для некоторых видов изделий может требовать выполнения определенных условий.