Управление качеством - это разновидность управленческой деятельности, которая заключается в определении, достижении и поддержании требуемого уровня качества продукции на стадиях ее разработки, производства и эксплуатации.
Понятие качества
С течением времени все более значимое место в менеджменте организаций стало занимать такое его отдельное направление, как управление качеством. Оно заключается в выполнении всех функций управления относительно качества, т.е. способности определенного объекта или явления удовлетворять конкретные потребности, соблюдать установленные требования.
Понятие качества включает в себя три основных элемента:
- Объект - это продукция, процесс, организация, отдельное лицо или их сочетание.
- Характеристики - это качественные и (или) количественные отличительные свойства объекта.
- Потребности (требования) - это запросы (ожидания) потребителей (пользователей) объекта к процессу и результатам его эксплуатации.
Таким образом, можно сделать вывод, что качество представляет собой обобщенную совокупность характеристик объекта, которые обуславливают удовлетворение потребностей (соблюдений требований) потребителей и иных заинтересованных лиц в соответствии с объявленным назначением объекта.
Отдельные свойства объекта, которые составляют его качество, зачастую предстают в количественном виде, т.е. как показатели. Расчет значений показателей качества, которые могут быть и единичными, и комплексными, составляет основу деятельности по оценке качества - важной составляющей управления качеством. Причем измерение качества объектов подвергается научно-теоретическому рассмотрению в рамках такой дисциплины, как квалиметрия.
Категории управления качеством
Само по себе управление представляет собой процесс целенаправленного воздействия субъекта на объект управления путем выполнения управленческих функций с учетом обратной связи с объектом. В нашем случае объектом управления выступает процесс создания продукции и другая деятельность, когда формируется ее качество.
Субъектами управления качеством являются руководители всех уровней и уполномоченные в области качества должностные лица, которые выполняют управленческие функции. Все они в совокупности образуют один крупный субъект управления — систему управления качеством.
Процесс управления качеством представлен составом управленческих функций и последовательностью их выполнения руководителями всех уровней на этапах создания продукции. Основными управленческими функциями являются планирование, организация, распоряжение, координация, контроль, мотивация, подбор персонала, коммуникация, принятие решений.
Основные категории в теории управлении качеством:
- цели управления - это желаемое, возможное и необходимое состояние объекта управления в планируемом будущем (увеличение прибыли, рост доли на рынке);
- принципы управления - это соблюдаемые субъектами правила осуществления управления (принципы рыночной экономики и ее государственного регулирования);
- функции управления - это разновидности специализированной управленческой деятельности (оценка соответствия качества, стандартизация, обеспечение единства измерений, техническое нормирование, аттестация испытательных лабораторий, маркетинг);
- законы управления - это общие, существенные, объективные и необходимые связи явлений (законы единства и целостности системы управления, зависимости эффективности решения задач управления от информационного обеспечения, единства и соподчинения критериев эффективности, соответствия требуемого и располагаемого времени при решении задач управления и др.);
- методы управления - это способы воздействия на объект управления (организационные - государственные системы нормирования, стандартизации, аккредитации, подтверждения соответствия и др.; экономические - ценообразование, льготы, дотации, налоги, штрафы).
Понятия системы качества
В области управления качеством широкое распространение получило такое понятие, как система качества. Она представляет собой совокупность организационной структуры, процессов, методик и ресурсов, которые востребованы для осуществления общего руководства качеством.
Создание и функционирование системы качества происходит в русле основных направлений политики в области качества. Она обозначает приоритетные сферы и цели деятельности организации в области качества, которые официально сформулированы высшим руководством и закреплены в официальных документах.
Цели и требования (по времени, по ресурсам, по исполнителям) к качеству и применению элементов системы качества устанавливаются в рамках деятельности, которая называется планированием качества. Другая деятельность в рамках системы качества направлена на создание достаточной уверенности в выполнении объектом всех требований к качеству. Эта деятельность является обеспечением качества.
Улучшение качества представляет собой совокупность взаимосвязанных мероприятий, которые предпринимает организация для того, чтобы повысить эффективность и результативность деятельности и процессов для получения выгоды, как для организации, так и для ее потребителей. Улучшение качества объекта означает минимизацию числа допущенных при его производстве дефектов. Речь идет про случаи несоответствия объекта установленным требованиям (чаще всего дефекты продукции имеют техническую природу).
Таким образом, управление качеством является особой областью деятельности граждан и организаций. Она насыщена большим числом специфических понятий и категорий, овладение которыми является одним из главных условий скорейшего достижения всех основных целей управления качеством.