Качество - это комплексная категория, которая отражает множество различных свойств определенного объекта и степень их соответствия установленным требованиям и нормам.
Понятие организационных расходов на мероприятия по качеству
Уровень качество во многом обусловлен теми расходами, которые организации вынуждены совершать в процессе управления качеством. В связи с этим обоснованное формирование организационных расходов на мероприятия по качеству является важным фактором результативности деятельности по управлению качеством и экономической эффективности производства в целом.
В составе общих организационных расходов на мероприятия по качеству обычно выделяют три основные группы расходов:
- превентивные (предупредительные) расходы;
- расходы на контроль;
- расходы, вызванные дефектами, браком и несоответствиями.
Характеристика превентивных (предупредительных) расходов
Превентивные (предупредительные) расходы вызваны осуществлением предупредительных мероприятий, которые направлены на недопущение дефектов, брака, несоответствий, исключение условий их возникновения, снижение их числа. Данная группа представлена, прежде всего, расходами по управлению качеством. Речь идет про расходы на разработку, внедрение на предприятии и обеспечение функционирования систем качества и безопасности.
Расходы по управлению процессами осуществляются в рамках установления средств управления процессами, изучения их характеристик, технической поддержки при внедрении. Отдельного внимания заслуживают расходы на мероприятия по проведению внутреннего и внешнего аудита, а также сертификации системы менеджмента качества.
Расходы на мероприятия по обслуживанию контрольно-измерительного оборудования возникают в связи с его проверкой, калибровкой и усовершенствованием. Подобные мероприятия еще проводят в отношении испытательного оборудования, приборов, технологической оснастки, приспособлений, шаблонов, образцов, используемых для технологических нужд.
Брак и дефекты могут быть предотвращены еще в результате проведения мероприятий, связанных с обеспечением качества поставок. В данном случае придется расходовать имеющиеся средства на сравнительную оценку различных вариантов поставок, на техническую подготовку проверок и испытаний приобретенных ресурсов, на техническую поддержку поставщиков.
Качество требует обеспечения и вне сферы непосредственного управления организацией. Следовательно, имеют место расходы на мероприятия в областях первичного оптового распределения, логистики, транспортно-экспедиционного обслуживания и т. д.
Инструментом управления качеством в организации являются программы. Отсюда следует, что организации проводят мероприятия по разработке и внедрению указанных программ, по сбору и анализу информации по ним, по контролю за их исполнением.
Существенная доля расходов приходится на расходы, связанные с мероприятиями по обучению персонала организации в области качества. Речь идет про разработку, реализацию и последующую актуализацию программ обучения, а также про оплату курсов обучения, консультаций, тренингов, которые предоставляют сторонние организации.
Характеристика расходов на контроль
Расходы на контроль представляют собой расходы на мероприятия, в результате проведения которых организация получает информацию о фактическом уровне качества. Иными словами, происходит определение / оценка / подтверждение качества.
Группа расходов на контрольные мероприятия в большинстве случаев разделяется следующим образом:
- расходы на мероприятия, связанные с проведением внутренних проверок и испытаний на производстве (например, оплата труда проверяющих);
- расходы на приобретение / изготовление материалов и образцов, используемых в процессе проверок и испытаний (например, стоимость образцов, которые были проверены разрушающими методами контроля);
- расходы на мероприятия, связанные с приемом продукции заказчиком (например, расходы на мероприятия по сборке и монтажу необходимого оборудования);
- расходы на мероприятия, связанные с проверкой (подтверждением) соответствия техническим требованиям и условиям (например, расходы на мероприятия по контролю, испытанию и определению возможности использования материально-технических ресурсов).
Характеристика расходов, вызванных дефектами, браком и несоответствиями
Расходы организации, которые вызваны дефектами, браком и несоответствиями, бывают внутренними и внешними.
Внутренние расходы возникают в организации еще до продажи продукции клиентам. Данная группа расходов связана с мероприятиями, которые заключаются в производстве и утилизации дефектной продукции, в исправлении брака, в изучении потерь, в снижении уровня допуска по качеству и др. Кроме того, в данном случае у организации возникают расходы в связи с недополучением выручки от реализации, поскольку цена снижена после продукции в более низкий сорт, класс, категорию.
Внешние расходы обнаруживаются клиентами уже после продажи продукции. Данная группа расходов связана с мероприятиями, которые заключаются в ремонте и замене возвращенной продукции, в обеспечении гарантийных обязательств, в участии в судебном заседании и в возмещении ущерба, в ответе клиентам и усовершенствовании продукции и др. Кроме того, в данном случае у организации возникают расходы в связи с утратой деловой репутации, ухудшением имиджа, снижением доверия клиентов.
Таким образом, обеспечение необходимого уровня качества требует от организации проведения мероприятий, которые вызывают у нее определенные расходы. Организации необходимо нести эти расходы для того, чтобы повысить уровень качества продукции и в конечном итоге увеличить конкурентоспособность продукции, привести к росту конечную прибыль.