Затраты на качество - это объем ресурсов, которые в течение определенного промежутка времени был использован экономическим субъектом при осуществлении хозяйственной деятельности в целях повышения качества ее различных аспектов.
Этапы определения затрат на качество
Одной из актуальных потребностей современной организации является выявление и определение затрат на качество (продукции, процессов производства и управления, труда и т. д.). Речь идет про объем ресурсов, которые были использованы для обеспечения соответствия хозяйственной системы предъявляемым требованиям и, как правило, выражены в стоимостной форме.
Величина затрат конкретной организации на качество определяется в процессе последовательного выполнения следующих этапов:
- Идентификация затрат на качество;
- Определение конкретных значений затрат;
- Анализ затрат на качество и составление отчета.
Идентификация затрат на качество
Идентификация затрат организации на качество начинается с определения перечня элементов затрат, которые относятся к хозяйственной деятельности. Затем выявленные элементы нужно соответствующим образом сгруппировать. Группировка элементов затрат производится по следующим критериям-категориям: структурное подразделение организации, производственный участок, рабочее место, тип продукции, тип дефекта.
Осуществляя деятельность по сбору данных, связанных с затратами на качество, нужно осознавать, что эта работа нацелена на обеспечение руководителей организации соответствующим инструментом управления качеством. Следовательно, организация устанавливает требования к сбору и анализу информации, прежде всего, с прицелом собственного (внутреннего) пользования.
С выявленными элементами затрат на качество будет работать множество сотрудников организации. В связи с этим данным элементам необходимо определить названия и назначить кодовый символ (в виде буквы, цифры или их сочетания).
Определение конкретных значений затрат
Второй этап определения затрат на качество заключается в определении их конкретных значений. Самой сложной частью этой работы является выявление источников данных о затратах. Так, одна часть информации может быть легко получена, получение другой части информации значительно труднее, а третья часть информации может быть в настоящее время вовсе недоступна.
Наиболее сложно определить значения затрат на выполнение предупредительных мероприятий. Эта сложность обусловлена деятельностью большого количества структурных подразделений организации и работой в них множества сотрудников.
Большая часть затрат на выполнение предупредительных мероприятий связано с работой персонала отдела обеспечения качества. Поэтому они в основном формируются за счет заработной платы и накладных расходов. Но степень точности их определения преимущественно обусловлена точностью установления времени, которое каждый сотрудник организации потратил по отдельности. Относительно легко определяется размер оплаты работ сторонних организаций за обслуживание, калибровку и поверку измерительного оборудования, консультации, курсы обучения.
Затраты на контроль в основном (почти на 90 %) представлены оплатой труда персонала, который занимается контролем и испытаниями. Данная часть затрат, как правило, определяется достаточно точно. Оставшаяся часть затрат на контроль связана со стоимостью используемых материалов, технического обслуживания и закупками, которая также определяется напрямую.
Элементы затрат на внутренние потери определяются немного сложнее. С достаточной степенью точности можно получить значение оплаты труда, который связан с исправлениями, а также стоимости материалов (как использованных для исправления, так и потраченных из-за допущенных ошибок в работе). Сложнее определяются объемы заработной платы и накладных расходов, которые вызваны проведением анализа причин возникновения дефектов продукции, выполнением работ с возвращенной продукцией, а также подготовкой производства к исправлениям.
Одна часть внешних потерь вызвана возвращением потребителями в магазин приобретенной ими продукции, как правило, бракованной (определяются так же, как и внутренние потери). Другая часть внешних потерь обусловлена ошибками персонала:
- оплата труда, накладные расходы и прочие издержки, которые связаны с исследованием жалоб клиентов;
- оплата труда, накладные расходы и прочие издержки, которые вызваны обслуживанием неудовлетворенного клиента;
- дополнительные транспортные расходы;
- издержки, которые вызваны разбирательствами (в том числе судебными) и, возможно, последующей оплатой компенсаций.
Анализ затрат на качество и составление отчета
На третьем этапе проводят анализ затрат на качество и составляют соответствующий отчет. Это позволяет руководителям организации получить объективную картину в отношении качества.
Отчет для высшего руководства организации, как правило, представляет собой общие формы, которые обобщают в целом предприятие и его структурные подразделения. В отчете нужно отразить общую картину о состоянии качества на предприятии путем доступного и объективного изложения на чисто финансовых терминах.
Для среднего и линейного руководства организации нужно подготовить более детальную информацию о достигнутом уровне качества в определенной области деятельности. Поэтому отчет для них должен быть очень подробным, в частности, включать сведения по типам продуктов, номерам партий и т. д.
Отчеты по затратам на качество используются в качестве базы для планирования и реализации, так называемой, программы качества. Она направлена на общее снижение затрат и на изменение их структуры (так, в настоящее время есть тенденция по увеличению доли предупредительных затрат).