Дефект - это несоответствие продукции установленным требованиям.
Определение и сущность понятия «дефект»
Одним из базовых понятий современного менеджмента качества является понятие «дефект». Данным понятием принято называть каждое отдельное несоответствие продукции установленных требований. Несмотря на наличие данного понятия, международные стандарты серии ИСО 9000 предпочитают использовать для обозначения данного явления другое, более нейтральное понятие - «несоответствие».
В основном требования устанавливаются законодательными актами государства, подзаконными нормативно-правовыми актами государственных органов, международными и национальными стандартами, договорами (контрактами) нормативно-технической документацией предприятия или иными аналогичными регламентирующими документами.
Если продукция имеет хотя бы один дефект, то она признается дефектной / бракованной / браком. Бездефектная продукция считается годной.
Классификация дефектов продукции
Понятие «дефект» может применяться для того, чтобы выразить невыполнение установленных требований, которое может иметь место при разных условиях. Для этого нужно знать существующие классификации дефектов. На данный момент основными классификационными критериями для выделения того или иного вида дефекта являются следующие признаки:
- степень значимости дефектов;
- наличие методов и средств для обнаружения дефектов;
- наличие методов и средств для устранения дефектов;
- место возникновения дефектов.
В зависимости от степени значимости все дефекты подразделяются на критические, значительные и малозначительные.
Критические дефекты могут привести к нанесению вреда жизни, здоровью, имуществу потребителей продукции или окружающей среде. Использование продукции с критическими дефектами запрещено или экономически нецелесообразно. Например, черствый хлеб, который покрылся плесенью, нельзя употреблять в пищу, поскольку он содержат вредные для организма, токсические вещества.
Значительные дефекты оказывают существенное влияние на эксплуатацию продукции по назначению и на их надежность. Однако безопасность продукции для потребителей и окружающей среды в таком случае остается на прежнем уровне. Например, вредители могут повредить яблоки, ухудшив, тем самым, их внешний вид и сохраняемость и уменьшив выход их съедобной части. Но плоды все же могут быть использованы по назначению (как в свежем виде, так и через переработку).
Малозначительные дефекты, если и влияют на потребительские свойства продукции, то несущественным образом. В частности, неизменными остаются такие признаки продукции, как назначение, надежность и безопасность. Например, малозначительными дефектами овощных и фруктовых плодов могут быть признаны небольшие отклонения от формы, размера, окраски.
В зависимости от наличия методов и средств для обнаружения все дефекты подразделяются на явные и скрытые.
Методы и средства обнаружения предусмотрены для явных дефектов. Примером явного дефекта является бомбаж в стадии вздутия консервной банки, который можно обнаружить в результате визуального осмотра.
Методы и средства обнаружения не предусмотрены для скрытых дефектов или их применение нецелесообразно. Так, бомбаж консервной банки в начальной стадии является скрытым дефектом, поскольку для его обнаружения необходимо вскрыть все банки и провести микробиологический контроль. Однако в этом случае реализация партии вскрытых консервных банок станет невозможной.
В зависимости от наличия методов и средств для устранения все дефекты подразделяются на устранимые и неустранимые.
Продукция с устранимыми дефектами после определенных манипуляций может быть использована по назначению. Например, после попадания в дорожно-транспортное происшествие автомобиль после замены бампера и передних фар может быть снова использован для передвижения по дорогам.
Неустранимые дефекты невозможно или экономически невыгодно устранять. Например, после истечения срока годности молоко прокисло, и оно стало непригодным для дальнейшего употребления.
В зависимости от места возникновения все дефекты подразделяются на технологические, предреализационные и послереализационные.
Технологические дефекты возникают из-за совершения ошибок и допуска недостатков во время проектировании и/или разработки продукции, а также в результате несоблюдения или несовершенства процессов производства. Причинами технологических дефектов являются недостаточное управление и контроль качества при изготовлении продукции, неудовлетворительная организация приемосдаточного контроля и др.
Моментами возникновения предреализационных дефектов являются транспортирование, хранение, подготовка продукции к продаже или реализации.
Если продукция располагает технологическими и предреализационными дефектами, то она не подлежат реализации.
Послереализационные дефекты возникают, когда сами потребители осуществляют хранение, эксплуатацию или использование продукции. Главными действующими факторами в данном случае являются нарушение потребителем правил обращения с продукцией (здесь важно доведение до потребителя сведений об этих правилах) и проявление скрытых технологических или предреализационных дефектов (здесь продавцы устраняют дефекты или заменяют продукт на бездефектный, а также возмещают материальный и моральный ущерб потребителей).
Таким образом, термин «дефект» является важным термином, который в настоящее время широко используется при ведении хозяйственной деятельности и при осуществлении контроля за ней. Данное обстоятельство обуславливает необходимость четкого знания всех возможных определений термина «дефект» с учетом возможности его использования во многих ситуациях.