Премия по качеству - это форма поощрения организаций за достижение ими выдающихся результатов в области управления качеством.
Учреждение национальной премии США по качеству им. М. Болдриджа
В 1987 году в США указом президента была учреждена национальная награда за качество – премия имени Малкольма Болдриджа. Работа по подготовке к учреждению данной премии началась еще в 1982 году и осуществлялась Американским Обществом Контроля Качества. В настоящее время на вручение премии уполномочен Национальный институт стандартов и технологий (NIST), который является агентством Министерства торговли США.
Премия по качеству была названа в честь трагически погибшего Малкольма Болдриджа, который с 1981 по 1987 гг. занимал пост министра торговли США. Считается, что М. Болдридж оказал огромное влияние на улучшение и продуктивность работы правительственной администрации, а также был активным сторонником идеи присуждения премии качества по результатам работы.
Первая награда была вручена 13 ноября 1988 года.
Вручение национальной премии США по качеству им. М. Болдриджа нацелено, прежде всего, на повышение значимости качества в работе американских компаний и на обеспечение распространения знаний в области качества посредством взаимного информирования компаниями через публикации и лекции о ходе и результатах своей работы по улучшению качества. Тем самым, предполагается получение практических результатов для развития экономики США.
Номинации и критерии национальной премии США по качеству им. М. Болдриджа
В настоящее время Национальная премия США по качеству им. М. Болдриджа вручается по трем номинациям, которые отличаются друг от друга формой деятельности оцениваемых организаций. Во-первых, премия вручается производственным и обслуживающим предприятиям, малому бизнесу, некоммерческим и правительственным организациям. Во-вторых, премия вручается организациям здравоохранения. В-третьих, премия вручается организациям сферы образования.
Основанием для присуждения рассматриваемой премии по качеству является оценка деятельности организаций по определенному набору критериев, которые сгруппированы по семи следующим категориям (одинаковым для всех номинаций):
- Руководство - с помощью критериев данной категории дается оценка осуществлению высшим руководством организации управления, функционированию системы управления, реализации законодательных и нормативных требований.
- Стратегическое планирование - с помощью критериев данной категории дается оценка постановке и выбору стратегических целей, разработке, детализации и разработке планов по их достижению, осуществлению контроля за исполнением планов и достижением целей.
- Ориентация на потребителя - с помощью критериев данной категории дается оценка определению организацией требований, ожиданий и предпочтений потребителей и рынка, выстраиванию взаимодействия с ними, повышению лояльности (т.е. удержанию) потребителей, определению ключевых факторов их удовлетворенности.
- Измерение, анализ и управление знаниями - с помощью критериев данной категории дается оценка выявлению, сбору и анализу данных, необходимых для улучшения работы, а также управлению информацией и знаниями.
- Ориентация на персонал - с помощью критериев данной категории дается оценка системности обучения и мотивации персонала, реализации компетенций работников, созданию организацией благоприятного климата в трудовом коллективе и хороших условий работы.
- Ориентация на процессы - с помощью критериев данной категории дается оценка управлению производственными, обслуживающими, обеспечивающими и вспомогательными процессами.
- Результаты - с помощью критериев данной категории дается оценка результатов, достигнутых организацией в областях производства продукции, удовлетворения клиентов, управления человеческими ресурсами, финансовой и рыночной деятельности, социальной ответственности и др.
- Профиль организации - это дополнительная категория, которая без критериев кратко дает общую информацию об организации, т. е. описывается сфера ее деятельности, ее взаимодействие со всеми заинтересованными сторонами (потребителями, поставщиками, партнерами и др.), состав продукции, организационная структура и культура, система управления, состав персонала, оборудование и технологии, сегменты работы и др.
Критерии, которые образуют перечисленные категории национальной премии США по качеству им. М. Болдриджа, способствуют повышению ценности предоставляемой потребителю продукции (товара, работы, услуги). Формулировка критериев отвергает составление инструкций для их выполнения. Следовательно, это дает возможность для формирования и реализации организациями различных подходов к совершенствованию деятельности.
Порядок участия в национальной премии США по качеству им. М. Болдриджа
Правом на участии в номинации на премию Болдриджа обладает любая организация, которая функционирует в США или имеет представительство в США. Для того чтобы принять участие в премии Болдриджа, организация должна подготовить заявку и предоставить ее в оргкомитет премии.
Подготовка заявки организации осуществляется методом самооценки, которая проводится по всем вышеперечисленным категориям премии. Оргкомитет премии по каждой из номинаций отбирает несколько лучших заявок.
Следующий этап заключается в выезде группы экспертов на предприятия с целью подтвердить результаты самооценки. На основе результатов проверки предприятий выбирается лучшая организация, которая становится лауреатом премии в соответствующей номинации.
Таким образом, одним из эффективных инструментов обеспечения повышения качества и развития экономики США является национальная премия США по качеству им. М. Болдриджа, в которой принимают участие множество организаций, представляющих разные сферы деятельности.