Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Концепция цепочки ценностей

Определение 1

Цепочка ценностей - это инструмент стратегического планирования, в основе которого лежит подробное изучение деятельности организации.

Основные сведения о цепочке ценностей

В середине 1980-х гг. концепция добавленной стоимости была заменена концепцией цепочки ценностей. Цепочкой ценностей (на английском языке - "value chain") называют последовательность бизнес-функций, выполнение которых приводит к приращению полезности продукции, выпускаемой организацией.

Последняя использует цепочку ценностей как инструмент стратегического планирования, который предполагает подробное изучение деятельности организации. В результате этого анализа выявляются возможности (источники конкурентного преимущества) для повышения качества продукции и конкурентоспособности организации.

Концепция цепочки ценностей впервые была предложена американским экономистом Майклом Портером в книге «Конкурентное преимущество». По его мнению, цепочка ценностей разделяет деятельность организации на несколько стратегически важных видов. Тем самым, появляется возможность для изучения издержек, а также существующих и потенциальных средства дифференциации. Если выполнять эти стратегические виды деятельности лучше (качественнее) конкурентов, то у организации возникнет конкурентное преимущество.

Цепочка ценностей дает организации возможность для идентификации основных источников издержек и для оказания на них воздействия. С помощью цепочки ценностей организационную систему приводят в соответствии с долгосрочной стратегией организации.

Замечание 1

Организации обеспечивают своим покупателям общую ценность, которая измеряется общей выручкой. Та, в свою очередь, равна произведению количества реализованных единиц на назначенную цену.

«Концепция цепочки ценностей» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

В соответствии с концепцией цепочки ценностей стратегия любой организации нацелена на максимизацию общей маржи, т.е. на создание общей ценности, которая будет превышать общие издержки. Ценность создается в результате осуществления стратегических важных видов деятельности. Для выполнения своей функции они используют входящие материалы, человеческие ресурсы и технологии. На входе образуется информация, показатели производительности и брака, финансовые показатели.

Все этапы деятельности организации подразделяются на основные и вспомогательные.

Характеристика основных и вспомогательных видов деятельности

Несмотря на отрасль и регион своего присутствия, большинство организаций занимаются пятью группами основных видов деятельности:

  1. Входящая логистика - это прием и хранение материальных ресурсов, учет поставок, составление и соблюдение их расписания.
  2. Операции - это производство, упаковка, сборка, обслуживание оборудования, проверка на брак, которые в совокупности способствуют превращению входящих потоков ресурсов в готовую продукцию.
  3. Исходящая логистика - это подготовка готовой продукции и ее транспортировка покупателю.
  4. Маркетинг и продажи - это информирование покупателей о предложениях организации и обеспечение совершения покупок.
  5. Сервис - это установка, ремонт, обучение и обеспечение запасными частями, которые в совокупности способствуют сохранению ценности продукта для покупателя.

Специфика деятельности организации может обуславливать большую значимость одной группы основных видов деятельности по сравнению с другими. Так, для промышленного предприятия операции производства важнее, чем логистические операции, в то время как для транспортной компании все может быть наоборот.

Отличие вспомогательных видов деятельности от основных заключается в обеспечении ими деятельности основных этапов. При этом работы над продуктом и взаимодействие с клиентами в рамках вспомогательных видов деятельности не ведутся.

Все вспомогательные виды деятельности организации подразделяются на следующие четыре категории:

  1. Материально-техническое снабжение - это приобретение материальных ресурсов (таких как оборудование, недвижимость, офисные принадлежности и др.).
  2. Развитие технологий - это совокупность действий по улучшению продукта и вспомогательных процессов.
  3. Управление человеческими ресурсами - это совокупность мероприятий по подбору, отбору, обучению, развитию и мотивации всех сотрудников организации.
  4. Инфраструктура организации - это общий менеджмент, планирование, бухгалтерский учет, финансы, управление качеством, юридическая деятельность и взаимодействие с органами государственной власти.

Процесс формирования ценности для потребителя

Одни виды деятельности организации добавляют ценность для покупателей, а другие - нет. В первом случае происходит трансформация физического вида ресурсов. Во втором случае имеют место трансформация конфигурации средств производства, изменение физического местоположения ресурса, контроль и т. п.

Иногда выделяют также виды деятельности организации, которые занимают промежуточное положение. Это связано с тем, что, они, с одной стороны, сами по себе не добавляют ценности, но с другой стороны, могут служить способом ее достижения. В качестве примера можно привести такой вид деятельности, как проведение контрольных мероприятий.

Стоит сказать, что существует более широкий (стратегический) взгляд на процесс формирования цепочки ценностей. Согласно этому взгляду, общая цепочка ценностей представляет собой последовательность взаимосвязанных цепочек ценностей поставщика, производителя, канала сбыта и потребителя, т. е. конкретная организация в данном случае уже рассматривается лишь как элемент цепи этапов формирования ценности для конечного потребителя.

Таким образом, многие современные организации ведут свою деятельность в соответствии с концепцией цепочки ценностей, что проявляется в особом подходе к управлению затратами.

Дата написания статьи: 03.12.2022
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot