Качество 4.0 - это собирательный термин, используемый для обозначения совокупности требований, предъявляемых к управлению качеством в эпоху цифровизации.
Основные сведения о концепции Качество 4.0
Основополагающим фактором принятия потребителем решения о приобретении продукции является сочетание ее качества и стоимости. Следовательно, производители вынуждены искать этот баланс, в том числе посредством менеджмента качества.
В настоящее время производство продукции является по большей части автоматизированным и роботизированным. Активно внедряются информационные технологии и используются возможности искусственного интеллекта. Эпоха цифровизации привела к образованию, так называемой, Индустрии 4.0. Следовательно, управление качеством в этой сфере обозначается таким термином, как Качество 4.0.
Качество 4.0 предъявляет определенные требования к управлению качеством. При этом оно не заменяет традиционные методы управления качеством, а скорее строится и совершенствуется на их основе.
Качество 4.0 взаимодействует не с технологиями, а с их пользователями. Такой подход позволяет сократить бракованную продукцию. Кроме того, Качество 4.0 предусматривает оцифровку управления качеством, которая оказывает соответствующее влияние на технологии, процессы и людей.
Качество 4.0 в настоящее время уже охватывает всю цепочку поставок - научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, снабжение, производство, логистика, сбыт, сервисное и послепродажное обслуживание, администрирование и другие корпоративные функции. Таким образом, создаются и реализуются предпосылки для цифровой трансформации бизнеса.
Менеджмент в эпоху качества 4.0
Концепция Качество 4.0 существенным образом видоизменяет используемые на практике методы менеджмента. В итоге они позволяют производителям разрабатывать, управлять и поддерживать стандарты качества во всех цепочках поставок.
Подход, который предлагается в рамках Качества 4.0, включает в себя машинное обучение, прогнозную аналитику, Интернет вещей, большие данные и облачные вычисления. Менеджеры начинают использовать эти новые технологии совместно с традиционными методами - программное обеспечение, системы управления качеством и т.д. Благодаря этому, как показывает практика, обеспечивается непрерывное улучшение и повышение общей производительности бизнеса.
При помощи технологий автоматизации происходит интеграция и оптимизация процессов управления, что дает возможность для поддержания стандартов качества. Методы менеджмента начинают применяться не только при помощи новых технических и программных средств, но и на основе новых принципов:
- принцип разделяемого (командного) лидерства на основе добровольного вовлечения в команду;
- принцип привлечения и удержания талантов, которых можно развить до уровня лидеров;
- принцип вовлечения потребителей как полноправных участников процесса производства в создание ценности;
- принцип перехода к проектному и сетевому подходам к управлению и созданию ценности;
- принцип расширения возможностей предприятия на основе партнерства с заинтересованными сторонами;
- принцип менеджмента данных и инноваций, которые пронизывают все предприятие, делают его гибким и адаптивным (например, принятие управленческих решений в режиме реального времени);
- принцип менеджмента на основе ключевых общечеловеческих ценностей;
- принцип экономической, экологической и социальной ответственности за устойчивое будущее.
Менеджмент в эпоху Качества 4.0 направлен, прежде всего, на устранение разрыва, который имеется между требованиями потребителей и свойствами продукции. Этот разрыв может быть устранен при помощи таких новых инструментов современного мира, как:
- массовая кастомизация;
- сплошной контроль качества продукции;
- получение информации о качестве и удовлетворенности в режиме реального времени;
- интеграция всех функций менеджмента качества через искусственный интеллект;
- интернет вещей;
- анализ больших данных и др.
Внедрение инновационных новых методов менеджмента, соответствующих концепции Качество 4.0, сопровождается коренной трансформацией парадигмы и принципов менеджмента предприятия.
Влияние концепции Качество 4.0 на российскую промышленность
С течением времени на российских промышленных предприятиях все чаще начинают использовать элементы концепции Качество 4.0. В качестве примера можно рассмотреть компанию СИБУР.
Это предприятие обладает одним из самых высоких уровней технического оснащения в России. СИБУР уже добился существенного снижения себестоимости производственных затрат за счет автоматизации производства на 84 %. В СИБУРе внедряются такие передовые решения, как система улучшенного управления технологическим процессом (APC), производственная система (MES), лабораторная система LIMS, система управления предприятием SAP ERP, система управления бизнес-процессами (BPMS).
Сотрудники СИБУРа для выполнения своих трудовых функций активно используют мобильные устройства, технологии виртуальной реальности (VR), инструменты DataScience. Широкое распространение в компании получили интеллектуальное видеонаблюдение, видеоаналитика и система технического зрения. Это все позволило значительно увеличить масштабы и эффективность контроля качества продукции.
В то же время в целом Россия пока отстает от стран-лидеров цифровизации и платформизации промышленности. Российские предприятия понимают неизбежность и необходимость перемен, прежде всего, в виде создания единого информационного пространства и обеспечения цифровой преемственности на всех уровнях предприятия. Пик масштабирования среди отечественных предприятий прорывных технологий и смены архитектуры рынков экспертами ожидается через 10 лет.