ИСО - это Международная организация по стандартизации, т. е. организация, которая на международном уровне занимается выпуском стандартов, что содействует международному сотрудничеству и обмену продукцией.
Основные сведения о Международной организации по стандартизации
В 1946 году была создана Международная организация по стандартизации (сокращенно - ИСО). Данная организационная единица занимается выпуском стандартов, т. е. документов, которые содержат различные характеристики объектов, правила, требования, призванные упорядочить отношения в определенной области общественной жизни. Разрабатывая стандарты и содействия их повсеместному признанию, ИСО пытается облегчить международный обмен товарами и услугами.
Применение стандартов ИСО является добровольным. Однако правительства некоторых стран и руководство отдельных организаций могут на основе стандартов ИСО утверждать собственные стандарты, соблюдение которых является обязательным в пределах их зоны управления.
Разработка и развитие стандартов ISO серии 9000
Первые стандарты на системы качества были разработаны в 1979 году Британским Институтом Стандартов - BS5750. На этой основе в 1983-м году в Великобритании была запущена национальная кампания качества, направленная на разъяснение важности роста качества с точки зрения повышения конкурентоспособности и выживания британских предприятий на мировом рынке.
Используя британский стандарт BS5750, ИСО в 1987 году разработала и выпустила стандарты ISO серии 9000. В этих документах были установлены требования к документированию, разработке и поддержанию системы качества. Методологической основой этих стандартов выступил комплексный подход к управлению качеством — всеобщее управление качеством (TQM).
Стандарты ISO серии 9000 стали повсеместно приниматься и практически реализовываться начиная с 1990-х годов. Для того чтобы учесть реалии бизнеса и последние тенденции в области качества, ИСО периодически пересматривает стандарты. Их пересмотр происходил в 1994, 2000, 2008 и 2015 годах.
Так, в ходе этих изменений стандарты включили в себя процессный подход к управлению качеством, цикл PDCA Шухарта-Деминга, интеграцию процессов управления качеством в производство компании в целом. А в последний раз был введен риск-ориентированный подход, к необходимой документации были упрощены требования, большое внимание уделили организациям, которые специализируются на оказании услуг.
В настоящее время в серию входят следующие стандарты:
- ISO 9000:2015. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь.
- ISO 9001:2015 Системы менеджмента качества. Требования.
- ISO 9004:2019 Менеджмент качества. Качество организации. Руководство по достижению устойчивого успеха организации.
- ISO 19011:2018 Руководящие указания по аудиту систем менеджмента.
Кроме того, ИСО подготовило стандарты ISO серии 10000, которые по своей сути являются технологиями поддержки. В частности, эти документы представляют собой руководства по обращению с жалобами потребителей, по разрешению споров, по мониторингу и измерению, по программам качества, по реализации финансовых и экономических преимуществ, по обучению, по вовлечению и компетентности персонала и др.
Несмотря на добровольность сертификации на соответствие стандартам ISO серии 9000, отсутствие сертификата соответствия считается для компаний существенным недостатком в конкурентной борьбе. В связи с этим стандарты ISO 9000 на сегодняшний день являются наиболее известными документами в сфере технического регулирования.
На основе стандартов ISO серии 9000 разрабатывают отраслевые стандарты на системы менеджмента качества. Отдельные отрасли промышленности устанавливают дополнительные требования, которые учитывают особенности конкретного производства. Так, уже разработаны и приняты стандарты для таких отраслей промышленности, как автомобильная (IATF 16949), авиакосмическая (AS 9100), пищевая (ISO 22000), железнодорожная (ISO/TS 22163), нефтегазовая (ISO/TS 29001) и др.
Развитие ИСО концепций управления качеством
ИСО, разрабатывая и внедряя стандарты ISO серии 9000, преследует цель, которая заключается в обеспечении стабильного функционирования документированной системы менеджмента качества продукции предприятия-поставщика. Причем это предприятие должно быть способным удовлетворить требования всех заинтересованных сторон: владельцев, инвесторов, работников, клиентов, поставщиков, общества в целом.
Рассматриваемые стандарты позволяют предприятиям формализовать их систему менеджмента. Предусмотрено внедрение и реализация процессного подхода, внутреннего аудита, корректирующих и предупреждающих действий и других системообразующих элементов, которые содействуют достижению предприятием, так называемого, устойчивого успеха.
Международная организация по стандартизации заложила в основу стандартов ISO серии 9000 следующие принципы:
- ориентация на потребителей;
- лидерство;
- взаимодействие работников;
- процессный подход;
- постоянное улучшение (совершенствование);
- принятие управленческих решений на основе фактических данных;
- управление взаимоотношениями.
Перечисленные принципы в большинстве своем являются результатом планомерной эволюции различных концепций управления качеством, которая произошла в ХХ веке и была, тем самым, зафиксирована в стандартах.
Следовательно, ИСО при помощи стандартов ISO серии 9000 подталкивает организации по всему миру к созданию механизма, который бы их заставлял совершенствовать свою деятельность, двигаться вперед. Следствием этого должно стать улучшение процедурных вопросов управления качеством и повышение возможностей компании для выпуска качественной продукции.