Экономическая эффективность - это характеристика продукции, которая дает представление о приносимых ею выгодах в сравнении с ресурсами, затраченными на ее разработку, производство и реализацию.
Понятие экономической эффективности новой продукции
Современные предприятия преследуют цель повышения качества производства. Она может быть достигнута различными способами. Один из них заключается в разработке, производстве и реализации новой продукции (товаров, услуг, работ). Она поспособствует повышению качества только в том случае, если сама продукция будет характеризоваться высоким качеством. Одним из основных показателей качества продукции является экономическая эффективность.
Экономическая эффективность представляет собой характеристику результатов производства и реализации продукции относительно тех средств, которые были затрачены на ее производство и реализацию. Новая продукция может заменить существующую только случае достижения ею относительно более высокой экономической эффективности за счет извлечения большой прибыли и (или) снижения затрат.
Экономическая эффективность новой продукции может быть определена с помощью системы ряда определенных показателей. В нее, в частности, включаются показатели прибыли, производительности труда, рентабельности производства продукции, трудо-, материало- и капиталоемкости.
Задача обеспечения экономической эффективности новой продукции
По мнению большинства специалистов, основой для оценки экономической эффективности новой продукции являются базовые затраты, которые образуются в процессе ее разработки, освоения и производства и являются в дальнейшем вплоть до момента снятия этой продукции с производства их носителем. Базовые затраты включают в себя основные производственные расходы (ими признается оплата труда, средств труда и предметов труда) и накладные расходы, которые подразделяются на общепроизводственные и общехозяйственные.
При этом при планировании запуска производства новой продукции нужно учитывать, что с течением времени потребуются дополнительные затраты, связанные с усовершенствованием продукции и восстановлением утерянного или недополученного уровня качества (затраты на оценку и затраты на предотвращение). Помимо этого, имеют место затраты на брак и его исправление. Они представлены оплатой морального и физического ущерба, который был нанесено потребителю бракованной продукции, затратами на неисправимый брак и на продукцию пониженного качества.
Перечисленные затраты в своей совокупности образуют себестоимость новой продукции. Исходя именно из нее устанавливают цену новой продукции - она должна покрывать все затраты и приносить прибыль. В то же время производителям и продавцам нужно учитывать текущие рыночные условия, которые могут не позволять устанавливать цену выше определенного уровня.
Таким образом, задача обеспечения необходимой экономической эффективности новой продукции заключается в приведении ее себестоимости в соответствие с рыночными реалиями. Т.е. нужно учитывать расценки, которые приняты у конкурирующих организаций, уровень реальных доходов населения, инфляцию и ряд других рыночных факторов.
Направления оценки эффективности производства новой продукции
Оценка планируемой и фактической экономической эффективности производства новой продукции, которая призвана заменить существующую продукцию, является составной частью деятельности по управлению качеством. Причем эта оценка может осуществляться по четырем основным направлениям.
Первое направление представлено следующими аспектами:
- применение новых технологических процессов;
- механизация и автоматизация производства;
- применение новых способов организации производства и труда;
- усовершенствованные технологии;
- повышение качества продукции и одновременное сокращение производственных ресурсов, затрачиваемых при выпуске одной и той же продукции.
При определении величин, на которую должна быть снижена себестоимость новой продукции, нужно учитывать только те затраты, изменение которых непосредственно связано с производством и реализацией новой продукции. При этом особого внимания заслуживает изготовление новой техники, которая должна быть использована в производственном процессе.
Новая техника может одновременно повышать производительность и снижать накладные расходы. В этом случае экономия накладных расходов определяется прямым счетом по изменяющимся статьям затрат. Если же отличие новой технологии от базовой заключается только в изменении одной или нескольких операций, то экономический эффект определяется через сравнение изменяющихся элементов затрат на этих операциях.
Второе направление представлено изготовлением и эксплуатацией новых средств труда долговременного применения. Речь идет, в частности, про машины, оборудование. Они должны обладать улучшенными качественными характеристиками - большими производительностью и долговечностью, меньшими издержками эксплуатации и т.д.
Третье направление связано с производством и использованием новых или усовершенствованных предметов труда. В качестве примера можно привести такие ресурсы, как материалы, сырье, топливо. Кроме того, к данной категории относятся средства труда, срок службы которых составляет менее одного года.
Четвертое направление проводимых мероприятий организационно-технического характера заключается в производстве и использовании новой техники, которая не имеет аналогов. В этом же ряду стоит упомянуть производство новой продукции и продукции повышенного качества, которая обладает более высокой ценой. Перечисленные нововведения, как правило, разрабатываются на основе результатов научно-исследовательских работ и опытно-конструкторских разработок.