Качество - это крайне актуальная экономическая категория, а управление качеством для большинства организаций и предприятий является наиважнейшим аспектом их деятельности.
От эффективности системы управления качеством напрямую зависит тактический и стратегический успех почти всех современных коммерческих организаций. От уровня качества выпускаемой продукции зависит уровень и качество общественной жизни, а значит, проблемы в сфере управления качеством сегодня должны восприниматься как проблемы общегосударственной важности. Поэтому в настоящее время управление качеством все активнее развивается не только как управленческая дисциплина, но и как актуальная практическая область деятельности.
Современный этап формирования рыночных отношений характеризуется повышением значимости экономических методов управления, которые основаны на объективных интересах и потребностях потребителей и производителей товаров, услуг.
С помощью экономических методов управления качеством создаются экономические условия, побуждающие персонал организации повышать и обеспечивать должный уровень качества на систематической основе.
Среди экономических методов управления качеством:
Одним из примеров применения экономических методов — материальная мотивация: после предварительно авансированного повышения заработной платы закономерно ждать более ответственного отношения работников к качеству собственного труда, высокого энтузиазма и, соответственно, наиболее высокого качества производимой продукции.
Иными словами, с помощью более высокой зарплаты можно добиться более высокого качества продукции. Однако это утверждение противоречит популярному подходу, согласно которому высокая эффективность определяет высокую зарплату. В то же время, известны многочисленные подтверждения эффективности и результативности этого подхода. Но следует помнить, что данный методический подход необходимо использовать дифференцированно, проводить всестороннюю оценку труда каждого работника, не допускать субъективности и уравнительности.
В широком масштабе реализация данного подхода в итоге может увеличить спрос и покупательскую возможность населения (по причине повышения зарплаты), что, несомненно, увеличивает объем реализации продукции, размер валового дохода и прибыль предприятий. Объем продаж увеличивается не только по причине повышения качества, но и за счет сокращения издержек (а значит, соответствующего понижения цены) и повышения объемов производства.