Доработка товара - это процедура внесения изменений в характеристики товара, которые призваны повысить его качество.
Сущность процедуры доработки товара
Признаком качественного товара является его соответствие требованиям, которые предъявляют к нему потребители и государство. Указанные требования в условиях изменяющейся окружающей среды (а именно - продолжающегося научно-технического прогресса и роста благосостояния населения) имеют тенденцию к ужесточению. Следовательно, производственные предприятия для того, чтобы, как минимум, сохранить, соответствие требованиям, вынуждены периодически заниматься доработкой своих товаров (т. е. их совершенствованием).
Доработка товара представляет собой направление деятельности предприятия, которое заключается в изменении его свойств и характеристик с целью повышения итогового качества товара. Качество товаров предприятия является значимым фактором их востребованности у покупателей, поэтому их доработка признается важнейшим мероприятием для любой организации вне зависимости от сферы ее деятельности.
Качество товара является комплексной категорией, которая обозначает совокупность потребительских свойств товара, делающие его пригодным для эксплуатации. Это означает, что доработка товара может иметь несколько аспектов, которые соответствуют составным частям его качества:
- качество исходного сырья;
- качество технологического процесса;
- качество оборудования, инвентаря, инструментов;
- качество метрологического обеспечения;
- качество хранения, транспортировки и реализации;
- качество труда;
- качество производственного контроля;
- качество рецептур.
Стоит отметить, что результатом успешной доработки товара для предприятия может стать расширение своей зоны влияния на отечественном рынке и даже при желании выход на международные рынки сбыта. С этой целью рекомендуется проводить данный вид работы на системной основе.
Методы доработки товара
Доработка товара осуществляется на предприятии в результате применения различных методов, в их числе:
- Административные методы - заключаются в регламентации и стандартизации процессов разработки и производства товаров на основе законодательных, нормативно-технических и локальных актов.
- Социально-психологические методы - предполагают создание и поддержание благоприятного климата в рабочем коллективе.
- Технологические методы - заключаются в автоматизации и регулировании производственных процессов, в обеспечении повышения качества исходных материально-технических ресурсов.
- Экономические методы - предполагают инвестирование, ценообразование, финансовое планирование и стимулирование и т.п.
- Статистические методы - заключаются в использовании методов математической статистики для обработки собранной информации.
Выбор конкретного метода для доработки товара обычно зависит от категории производимых товаров, текущих возможностей предприятия, поставленных задач в области качества (т. е. имеющихся потребностей) и др.
Факторы доработки товара
Процесс доработки товара и его итоговый результат оказываются под воздействием внешних и внутренних факторов, которые являются проявлением внутренней и внешней среды предприятия. Внешними факторами доработки товара являются экономические, политические, рыночные, социальные, международные, конкурентные и технологические факторы. Предприятие не в силах управлять ими, но, тем не менее, оно способно прогнозировать их при своевременном анализе изменений рынка, что может предприятию оперативно адаптировать свою работу.
Предприятие имеет возможности для управления внутренними факторами доработки товара, поэтому более подробно рассмотрим их:
- технические факторы - это процессы, связанные с использованием и обновлением производственного оборудования и материалов и др.;
- организационные факторы - это процессы, связанные с организацией и информационным обеспечением производства, планированием и распределением ресурсов, организацией труда и отдых сотрудников, взаимодействием с поставщиками и др.;
- экономические факторы - это процессы, связанные с формированием себестоимости товара, с материальным стимулированием персонала и оплатой его труда, с получением государственной поддержки и др.;
- социальные факторы - это процессы, связанные с изменением уровня квалификации сотрудников предприятия (например, подбор квалифицированных кадров, организация курсов профессиональной переподготовки, перемещение сотрудников между подразделениями и др.);
- эксплуатационные факторы - это процессы, которые приводят к изменению уровня качества товара во время их потребления (эксплуатации) покупателями (например, ремонт оборудования, составление и соблюдение технической документации);
- производственные факторы - это процессы физического изготовления товара на предприятии, в том числе процессы выявления и устранения производственных ошибок;
- информационные факторы - это процессы сбора, обработки, хранения, передачи и анализа информации с целью обеспечения процессов принятия управленческих решений.
Стоит отметить, что перечисленные внутренние факторы доработки товара по своей сути являются процессами. Это обусловлено реализацией на современных предприятиях процессного подхода к менеджменту качества, что продиктовано положениями действующих в этой сфере международных стандартов.
Таким образом, в сферу системы управления качеством современного предприятия входит деятельность по доработке товаров. Она призвана повысить их качество до нового уровня требований и даже выше него, что в конечном итоге приводит к формированию у предприятия дополнительных конкурентных преимуществ и усилению его текущих позиций на рынке.