Управление рисками - это направление управленческой деятельности, объектом которой является вероятность незапланированного наступления событий и возникновения соответствующих им последствий.
Понятие и цели управления рисками в организации
В настоящее время особую актуальность и востребованность приобрело управление рисками. Оно представляет собой разновидность управленческой деятельности, которая заключается в совершении скоординированных действий по направлению и контролю организации в отношении рисков.
Необходимость управления рисками обусловлена несколькими основными аспектами. Это, в частности, стремление бизнес-среды к росту изменчивости, которая приводит к увеличению вероятности реальных потерь организации (финансовых, материальных, интеллектуальных, репутационных и др.).
Организация может устанавливать различные цели управления рисками в менеджменте качества. Конкретный перечень целей, как правило, обуславливается этапом жизненного цикла, который в настоящее время переживает организации.
Следовательно, используя текущий этап жизненного цикла как критерий классификации, приоритетные цели управления рисками могут быть распределены следующим образом:
- на этапе выживания организация в сфере управления рисками преследует цели предотвращения неприемлемых потерь, сохранения имущества организации, обеспечения получения планируемой выручки и т. д.;
- на этапе расцвета организация в сфере управления рисками преследует цели обеспечения конкурентоспособности организации в целом и продукции, снижения стоимости заёмного капитала, защиты служебной финансовой информации и т. д.;
- на этапе развития организация в сфере управления рисками преследует цели укрепления деловой репутации, обеспечения роста рыночной стоимости (капитализации) организации, повышения кредитного рейтинга и т. д.
В самом общем виде конечную цель управления рисками можно сформулировать аналогично цели бизнес-деятельности самой организации - извлечение максимальной прибыли и минимизация затрат, которые необходимо понести для этого. В то же время некоторые организации (благотворительные фонды, органы власти, культурные учреждения и др.) преследуют иные цели, нежели извлечение прибыли. Поэтому при внедрении системы управления рисками в менеджмент качества организации нужно в обязательном порядке учитывать ее уставные цели (например, оказание помощи нуждающимся, предоставление качественных услуг гражданам и др.).
Задачи управления рисками в организации
Предприниматели рассматривают управление рисками как необходимый элемент устойчивого развития бизнеса. Согласно результатам последних исследований, управление рисками стоит осуществлять в трех основных областях функционирования организации.
Во-первых, риски должны управляться для содействия общим бизнес-целям организации. Это означает, что контроль за рисками является обязательным условием достижения организацией успеха, поскольку она получает дополнительные возможности от их измерения и управления.
Во-вторых, риски должны управляться для построения последовательной и прозрачной структуры корпоративного управления в организации. Его составной частью должны быть всесторонние и эффективные программы риск-менеджмента, которые утверждались бы высшим менеджментом и исполнялись персоналом организации. Результатами реализации данных программ будет осознание риска в организации и подготовка отчётов для акционеров и регуляторов.
В-третьих, риски должны управляться для обеспечения защиты организации от неблагоприятных изменений внешней среды и наступления чрезвычайных ситуаций. Она в основном сейчас обеспечивается с помощью страхования, хеджирования и других финансовых инструментов, которые способствуют уменьшению вероятности наступления рисковой ситуации и / или сокращает масштабы потенциальных неблагоприятных его последствий.
Выполнение управления рисками в организации
Для того чтобы управление рисками в организации осуществлялось на должном уровне качества, функции по его выполнению должны быть переданы отдельным должностным лицам и / или специальному структурному подразделению. Их основная деятельность заключается в идентификации, измерении и анализе рисков.
Одним из главных выходных «продуктов» управления рисками в менеджменте качества организации являются отчёты о рисковом положении и программы преодоления неопределённости, которые должные предоставляться для рассмотрения высшему руководству и учитываться при совершении других действий.
Немаловажной функцией уполномоченных лиц является координация взаимодействия других структурных подразделений и должностных лиц по поводу управления риском. Это содействует наиболее полному достижению целей и решению задач организации в сфере по работе с рисками.
Управление рисками в организации еще проявляется в разработке соответствующей методологии и в ее распространении среди персонала. Методологическое обеспечение сотрудников осуществляется за счет накопления работы с рисками, ее обобщения, выделения положительных и отрицательных моментов.
Особое внимание должно уделяться повышению квалификации работников организации в сфере управления качеством. Получение знаний и овладение навыками работы с рисками является одним из главных условий эффективного управления рисками на уровне всей организации.
Таким образом, обязательным элементом менеджмента качества современной организации является управление рисками. Успешное выполнение этой деятельности непосредственно приведет к уменьшению числа возможных несоответствий организации установленным требованиям, т. е. будет обеспечено требуемое качество продукции, процессов, организации в целом.