Бенчмаркинг - это методология улучшения качества, которая заключается в идентификации, изучении и адаптации имеющихся примеров эффективного функционирования организации.
Общее представление о методологии бенчмаркинга
Менеджмент качества предлагает руководителям организаций широкий выбор методологий и инструментов улучшения качества. Большой популярностью в настоящее время пользуется такая методология, как бенчмаркинг.
Бенчмаркинг представляет собой методологию улучшения качества, которая предлагает менеджерам найти имеющиеся примеры эффективного функционирования организации, подробно изучить данный опыт и адаптировать его к собственной организации. Бенчмаркинг также известен как методология реперных точек (т.е. точек, на которых основывается шкала измерений), поскольку его суть состоит в определении тех организаций, которые будут выступать как примеры, образцы, с чем будут сравнивать совершенствуемое предприятие.
С помощью бенчмаркинга уже многие компании по всему миру смогли добиться успехов в бизнесе за счет усовершенствования производства товаров и услуг, взаимоотношений с потребителями. При бенчмаркинге для сравнения применяются эталоны, которые являются сгустком передового опыта. Его изучение, распространение и внедрение составляют суть бенчмаркинга и секрет успеха данных компаний.
Особенностью бенчмаркинга является непрерывный характер его применения. Это обусловлено, прежде всего, постоянным изменением условий внешней среды организации, а именно - требований потребителей и характеристик работы компаний-конкурентов. Следовательно, меняются эталоны, в сравнении с которыми проводится бенчмаркинг. Непрерывный бенчмаркинг необходим организациям для того, чтобы быстрее узнавать о всех новациях и выгодно применять их на практике.
Неоспоримым преимуществом бенчмаркинга как методологии улучшения качества является экономия организациями, которые применяют её, времени и денег, поскольку пропускаются этапы научно-исследовательской деятельности, изобретения и тестирования различных продуктов или процессов. При этом удается внедрить лучшие и общепризнанные продукты и технологии компаний-конкурентов, избежать ошибки, которые были в свое время допущены другими организациями.
Однако нельзя игнорировать тот факт, что многие нынешние компании достаточны закрыты. По этой причине достаточно затруднительной является процесс получения объективных данных. Кроме того, существующие системы финансового и налогового учёта не всегда позволяют получить реальные данные по тем или иным направлениям деятельности.
Стадии проведения бенчмаркинга
Обобщая опыт проведения бенчмаркинга, можно сделать вывод, что его основные этапы представлены следующими стадиями:
- Выбор ключевых параметров деятельности организации (наиболее привлекательных для потребителей).
- Определение лучших примеров практических методов ведения деятельности.
- Идентификация способов достижения лучшими компаниями высокого уровня эффективности.
- Установление для каждого параметра деятельности организации достаточно высоких, но при этом выполнимых стандартов эффективности.
- Составление перечня мероприятий, необходимых для того, чтобы довести показатели деятельности организации до оптимального уровня.
- Осуществление намеченных планов.
Один из ключевых и сложных этапов проведения бенчмаркинга является поиск необходимой информации. В большинстве случаев ее можно найти в исследовательских организациях, специализированных отраслевых маркетинговых центрах, в периодических изданиях. Однако имеет немало компаний, которые понимают взаимовыгодность обмена данными, поэтому вместо поиска источника данных можно заняться поиском потенциального партнера.
Разновидности бенчмаркинга
Бенчмаркинг может применяться в различных вариантах. Так, в зависимости от объекта сравнения различают внутренний бенчмаркинг (за эталон принимается структурное подразделение организации), конкурентный бенчмаркинг (изучается опыт конкурентов-лидеров рынка), функциональный бенчмаркинг (внимание обращено на выполнение конкретной функции) и общий бенчмаркинг (пытаются распространить изученный опыт на всю организационную структуру компании).
Большое значение имеет то, с чем осуществляется сравнение. Возможно изучение как отдельных частных показателей и процессов, так и комплексных моделей (стратегий) функционирования на рынке, чем, в частности, занимается стратегический бенчмаркинг.
Зачастую основное внимание организации уделяют продуктам других предприятий. Их измерение и исследование составляет суть продуктового бенчмаркинга.
Важна классификация бенчмаркинга по методам его проведения. Если организация самостоятельно собирает информацию о конкурентах и партнерах, то имеет место односторонний бенчмаркинг. В случае же добровольного обмена информацией друг с другом несколькими организациями осуществляется совместный бенчмаркинг.
Последняя разновидность бенчмаркинга, в свою очередь, в основном подразделяется на три следующих направления:
- Бенчмаркинг на основе базы данных - предполагает сбор информации на какой-либо платформе или в базе данных, доступ к которой операторы обычно предоставляют на платной основе.
- Бенчмаркинг при участии третьей стороны - предполагает анонимный сбор информации группой консультантов-экспертов у участников, после чего составляются агрегированные отчеты и осуществляются коммуникации при активном посредничестве.
- Групповой бенчмаркинг - предполагает открытые встречи участников, где они общаются, обсуждают свои методы, координируют свои действия по недопущению негативных последствий, достигают компромисс, проводят экскурсии по предприятию.