Особенности современных железнодорожных перевозок
Железная дорога достаточной комфортный способ перемещения для любой категорий туристов, таких как индивидуалый, большие и малые туристские группы, используя на рейсовые регулярные линии и чартерные поездки, в том числе специализированные туристско-экскурсионные поезда регионального и дальнего сообщения.
Железные дорога на протяжении всего времени своего существования стимулировали развитие индустрии гостеприимства. Тем не менее, главным конкурентом железнодорожным поездкам выступает автомобильные путешествия в плане перемещения на короткое расстояние и организации экскурсионных маршрутов.
На современном этапе большинство крупных железнодорожных компаний, такие как «Вагон-Ли», «Аккор» и прочие, стремятся сохранить и увеличить туристский пассажиропоток. Главными задачи в данной сфере являются:
- создание высокоскоростных магистралей для усоренного перемещения;
- сервис в вагонах согласно формуле «Евро-Найт», подразумевающей комфортность как в отеле;
- организация специализированных туристско-экскурсионных составов, в том числе и «ретро-паровозов».
Классификация железнодорожных поездов
Система железнодорожных пассажирских перевозок представлена рейсовыми, следующими согласно установленным маршрутам, в пределах соблюдаемого временного промежутка и графика движения.
Рейсовые поезда дифференцируются на пригородные, местные и дальние, и на внерейсовые (чартерные), комплектующиеся согласно возникающим потребностям в поезде. Это справедливо и для туристских поездов.
Пригородные поезда – характеризуются следованием согласно регламентированному расписанию по территории региона. В транспортных средствах размещаются до 1500 пассажиров. Главной чертой является наличие частых остановок на местных станциях. Места не нумеруются.
Местные поезда – осуществляют перевозки между станционными пунктами одной железной дороги. Их путь следования составляет до 700 км и пролегает по территории крупного района, региона или небольшой страны - через поселки и небольшие города.
Дальние поезда – проезжают расстояние значительно больше 700 км.Их принято разделять на скорые круглогодичного обращения, скорые сезонные (летние), пассажирские дальние круглогодичного и сезонного обращения.
Внерейсовые (чартерные) поезда - представляют собой заказные поезда, поездки на которых организуются отдельно и не зависят от расписания. К таковым можно отнести туристские поезда, которые следуют не по регулярному расписанию по специально организованным маршрутам и графикам, которые составляются, учитывая окна в регулярном расписании и экскурсионно-туристские цели. Данный тип поездов также включает так вывозные поезда, которые организуются не по расписанию в период праздников, национальных и международных соревнований и игр, а также для транспортировки техники и населения на уборочные, сельскохозяйственные и прочие работы.
Поезда и вагоны также подразделяются на разные категории. Категории поездов: пригородный, пассажирский, скорый, скоростной. Категории вагонов: плацкартный, сидячий, купейный, спальный, вагон-ресторан, почтовый.
Организация железнодорожных перевозок
Составление плана железнодорожных перевозок подразумевает утверждение регулярных маршрутов, введение дополнительных, их отмена, формирование прицепных вагонов по направлениям. Это сложная деятельность, требующая формирования прогнозов потоков пассажиров в конкретных направлениях.
Потребность в осуществлении путешествий среди населения зависит от следующих факторов сезонность, период отпусков, выходные дни и общенациональные праздники, начало учебного года, школьные и студенческие каникулы.
Рациональная эксплуатация транспорта и грамотное использование технических и основных средств и пропускной способности дороги обеспечиваются надежным оперативным контролем и корректировкой протяженности маршрутов.
Перевозка пассажиров и товаробагажа, которая осуществляется через как минимум две страны согласно единым условиям и по одному проездному документу называется перевозкой в прямом международном пассажирском сообщении. Она осуществляется при помощи транспортировки пассажиров в вагонах и поездах прямого международного беспересадочного сообщения.
Транспортировка туристов графиковыми составами осуществляется на тех же условиях, что и для обычных пассажиров по железнодорожным билетам. Исключение составляют пригородные поезда, где билеты оформляются на отдельных типовых бланках.
Покупка проездного билета пассажиром подразумевает безоговорочное присоединение к правилам перевозки пассажиров и их багажа, которые установлены на конкретной дороге (трамвае, метро). Ticket stock - бланк билета, содержащий различные пункты об изменении, подтверждении билета, в том числе штампы, подтверждающие его подлиность.
По проездному билету можно получить информацию о перевозчике, станции отправления (departure city), станции назначения (arrival city), дате начала поездки (DOT - Date of Travel), времени отправления (time departure), коде и номере поезда, типе и номере вагона, месте пассажира, стоимости билета, фамилии пассажира (для поездов дальнего следования), поле и номере паспорта пассажира (для международных рейсов).
В ходе оказания услуг европейских железнодорожных перевозок в билетах не указываются дата поездки и номер места.