Значение и предмет экскурсионной технологии
Экскурсионную технологию изучают с нескольких сторон: как основу профессионализма экскурсовода; как систему, совершенствующую информационную подачу; как способ упорядочить работу специалиста. Технология способствует большему пониманию предмета среди участников, нежели на лекции по той же теме.
Экскурсионная технология включает в себя взаимосвязанные и взаимовлияемые элементы:
- технологию формирования новой темы, ранее не освящаемой данным предприятием;
- технологию формирования экскурсоводом новой для него темы, но уже используемой на данном предприятии;
- технологию подготовки экскурсовода к проведению экскурсии;
- технологию ведения мероприятия;
- технологию послеэкскурсионной работы.
Аспекты экскурсионной методики: основа профессионального мастерства экскурсовода, механизм подачи материала, процесс упорядочения деятельности экскурсовода в ходе подготовки и проведения экскурсии.
В экскурсионной технологии важны такие понятия как рассказ и показ. Стоит отметить, что согласно технологии проведения экскурсионного мероприятия, изначально производится демонстрация объектов, а после добавляется рассказ, его характеризующий. Также учитывается способность объекта обращать на себя внимание, используются разные способы усиления внимания экскурсантов.
Перед технологией стоит еще одна задача – выявить максимально результативные методические приемы проведения экскурсии.
Предмет экскурсионной технологии - это целенаправленное изучение, построение, формулировка, объяснение и использование на практике способов воспитания и обучения, а также методических приёмов, с помощью которых сотрудники экскурсионного бюро выполняют свою работу.
Технология подготовки новой экскурсии
Разработка нового экскурсионного предприятия – сложный процесс, в котором задействовано большое количество людей. Содержание и познавательная ценность напрямую зависят от уровня знаний методистов и экскурсоводов, их компетентности, навыков в области психологии и способности оказывать определенное влияние на экскурсантов.
Экскурсия – это итог двух важнейших процессов: ее подготовки и проведения. Они очень взаимосвязаны. Сложно предоставить качественную экскурсионную услугу при неграмотной подготовке.
Подготовка нового экскурсионного продукта состоит из двух направлений:
- разработки новой темы экскурсии. Имеется в виду как принципиально новый продукт, так и новый исключительно для конкретного бюро;
- подготовки начинающего или уже работающего экскурсовода к проведению новой для него, но уже ранее созданной и проводимой данным экскурсионном бюро.
Для разработки нового мероприятиясобирается творческая группа, которая состоит из 3 - 7 человек. Чаще всего, это сотрудники экскурсионного предприятия. Но бывают и приглашенные специалисты различных отраслей – научные работники музеев, преподаватели вузов и средних школ и прочее.
Каждый участник творческой группы разрабатывает один из разделов, одну из подтем экскурсионного мероприятия или один или несколько вопросов подтемы. Контроль за работой группы осуществляет выбранный руководитель.
Три ступени подготовки и схема экскурсии
- Предварительная работа – сбор информации для будущей экскурсии ее обработка, что подразумевает работу по накоплению знаний согласно сформулированной теме, определение цели и задач экскурсии. На данном этапе также выбираются объекты, на которых будет построена экскурсия.
- Разработка экскурсии - это формирование маршрута; обработка собранного материала; работа над содержанием экскурсионного мероприятия ; написание контрольного текста; работа над методами ведения экскурсии; выбор максимально результативных приемов демонстрации и рассказа; методическая разработка ; создание индивидуальных текстов.
- Прием (защита) экскурсии на маршруте. В ходе данного этапа руководитель экскурсионного бюро утверждает экскурсию, допускает экскурсоводов, защитивших свою тему, к работе на маршруте.
Схема экскурсии состоит из вступления, основной части и заключения.
Вступление содержит две части:
- организационную (ознакомление с экскурсионной группой и сообщение экскурсантам правил безопасности в пути и поведения на маршруте);
- информационную (краткое сообщение о теме, длительности маршрута, времени отправления и прибытия назад, санитарных остановках и месте окончания экскурсии).
Основная часть построена на определенных экскурсионных объектах, сочетает демонстрацию и рассказ. В нее входит несколько подтем, которые раскрываются на объектах и объединяются общей темой. Экскурсия состоит обычно от 5 до 12 подтем.
Важно выбирать только те экскурсионные объекты, которые раскрывают главную тему экскурсии, устанавливая определенный временной регламент согласно важности каждой подтемы.
Заключение занимает 5-7 минут и состоит из двух частей:
- Вывод по основному содержанию экскурсии, по теме, реализующий цель экскурсии.
- Информация о других экскурсиях, которые помогут более детально изучить рассматриваемый вопрос.