Понятие и признаки экскурсии
Экскурсия представляет собой коллективную или индивидуальную поездку или прогулку, имеющую ограничение во времени – 24 часа, с образовательной или познавательной целью, в течении которой происходит методически разработанная демонстрация природных объектов и памятников и историко-культурных достопримечательностей, с одновременным рассказом гида-экскурсовода по сформированному маршруту.
Теоретиками туризма, изучающими особенности организации и проведения экскурсий, принято выделять общие и специфические признаки экскурсии.
Общие признаки представляют собой:
- временную длительность экскурсии;
- необходимость наличия территории для проведения экскурсии;
- перемещение участников экскурсии согласно маршруту;
- постановка цели экскурсии, формирование темы и разработка задач;
- наличие участников экскурсии;
- активное взаимодействие участников экскурсии.
Исключение даже одного из вышеуказанных шести признаков при проведении мероприятия не позволяет ему называться экскурсией.
Участники экскурсии - это экскурсант или группа экскурсантов, экскурсовод и экскурсионные объекты, находящиеся согласно их естественному или искусственному расположению.
Экскурсовод – это квалифицированный специалист, выступающий как связующее звено между экскурсантом или группой экскурсантов и объектом экскурсионной демонстрации. Его главная задача помочь экскурсанту не только посетить достопримечательность, но и приобрести новые знания информацию о ней, обратить внимание на детали.
Как отмечалось выше, у экскурсии ест также специфические признаки:
- у автобусной – экскурсанты обязательно покидают транспортное средство с целью осмотра природных или культурных памятников;
- у музейной – экскурсантам предлагается изучить информацию, расположенную на стендах;
- у производственных – для экскурсантов осуществляется показ объектов в рабочем состоянии (станков, агрегатов, механизмов).
Три этапа технологической подготовки экскурсии
Исследователями технологии оказания экскурсионной услуги было выявлено три этапа ее разработки:
Первый этап носит творческий характер, начинается с момента появления некой идеи создания и согласования текстовой основы будущего мероприятия.
Данный этап включает также деятельность по выбору и согласованию маршрута, изучению достопримечательностей, сбору и обработке информационных материалов, формированию экскурсионного пакета, подготовке контрольного текста и «портфеля экскурсовода», организации проведения мероприятия, подготовке техкарты, осуществлению репетиционной экскурсии.
В качестве результата первого этапа выступает согласованный с руководителем турфирмы текст нового мероприятия, а за ее качество отвечает выбранный объект показа, текст экскурсии и полнота подбора материалов в портфеле экскурсовода.
Второй этап носит организационный характер. В ходе него заключатся договоры с музеями, транспортными предприятиями и прочее. Также вычисляется стоимость экскурсии, определяются маркетинговая стратегия по продвижению и реализации продукта.
Вычисление стоимости мероприятия и формирование экскурсионной группы – итог второго этапа. На данном этапе качество экскурсионных услуг влияют определяют маршрут экскурсии, выбранный транспорт и мероприятия по продвижению продукта.
Третий этап имеет информационный характер. В ходе него происходит выбор специалиста-экскурсовода. На этот выбор влияет контингент потребителей, степень знакомства с группой. Также осуществляется адаптация текста для сформированной экскурсионной группы, инструктаж туристов о технике безопасности, передача информации - аудивизуальная часть экскурсии, то есть произнесение текста и демонстрация экскурсионных объектов.
Итогом третьего этапа считается проведение экскурсии, а в качестве объектов оценки качества выступают экскурсионный озвученный текст, личность экскурсовода и впечатления туристов.
Оценка предоставленной экскурсионной услуги
Выяснить впечатления потребителей от проведенного мероприятия можно используя метод опроса и предложив заполнить книгу отзывов. Оценку экскурсионного продукта осуществляют три субъекта:
- управляющий орган – рассматривается уровень соответствия требованиям и ГОСТам;
- руководство турфирмы - оценивается текст, организация и проведение экскурсии;
- экскурсанты – определяется насколько реальная услуга соответствует ожиданиям.
Стоит отметить, что технология разработки новой экскурсионной услуги не является окончательной после ее реализации. Это обусловлено тем, что в процессе работы с согласованным экскурсионным продуктом возникает необходимость корректировать цену, адаптируясь к рыночным изменениям, повышениям или снижениям стоимости на посещение экскурсионных объектов.
Для организаторов также важно обеспечить экскурсантов в зависимости от маршрута сувенирами и рекламными проспектами, необходимым снаряжением и инвентарем, назначать на маршруты новых гидов, осуществлять контроль за качеством обслуживания специалистами.
Руководство турфирмы необходимо применять эффективные способы продвижения для каждого экскурсионного продукта к потребителю и осуществлять рекламно-информационная деятельность. Также важно иметь постоянную оперативную связь с экскурсоводами в процессе проведения экскурсии для оперативного решения возникающих вопросов.
Таким образом, экскурсионная услуга является сложным процессом по созданию текста для нового маршрута, организации и проведению для определенной группы туристов.