Порядок разработок экскурсии
Экскурсия – это целенаправленный процесс познания человеком окружающего мира, который производится по заранее выработанному плану, посредством посещения специально отобранных объектов, в рамках раскрытия определенной темы.
Экскурсия сочетает в себе визуальное наблюдение за объектом и рассказ о нем. Экскурсовод сопровождает туристов, показывая им объекты и рассказывая о них. Речь сопровождается анализом, необходимыми пояснениями, а также историческими фактами и справками. За счет экскурсий турист может правильно воспринять увиденное, оценить масштабы явления, а также выразить объективную оценку произошедших событий. Экскурсия осуществляет воздействие на мировоззрение экскурсантов, что способствует лучшему запоминанию информации.
Экскурсии делятся на различные категории:
По содержанию:
- Тематические – имеют четко определенную тему и посвящены конкретному событию или группе событий. Среди них можно выделить географические, геологические, ландшафтные и тому подобные экскурсии.
- Многоплановые или обзорные. Направлены на раскрытие широкого комплекса тем.
По способу передвижения:
- Пешеходные – более маневренные с возможностью подробного изучения объектов, как правило, отличаются невысокой стоимостью.
- С использованием транспорта – наземного или подземного, воздушного.
- Комбинированные экскурсии, то есть сочетающие различные способы передвижения.
По цикличности проведения:
- Единичные – охватывает только одну тематику.
- Тематические – имеют общую тему и цель.
Разрабатывая экскурсии, необходимо учитывать следующие параметры:
- Дифференциация подхода к обслуживанию различных групп.
- Спрос на определенные темы экскурсий.
- Постоянное совершенствование экскурсионного обслуживания, в том числе повышение квалификации гида.
Экскурсии считаются подготовленными тогда, когда у экскурсовода имеются следующие материалы:
- Список использованных источников. Это не только литература, но и иные источники информации, в том числе архивные материалы, материалы из музеев, видеозаписи, фотографии, видеохроники, интервью, факты из интернета и т.д.
- Паспорт экскурсионных объектов. Это документ, который дает представление об изучаемых экскурсионных объектах. Предприятия, которые профессионально занимаются экскурсиями, должны иметь карточки на все экскурсионные объекты, которые организация посещает. Наличие подобных карточек позволяет увидеть пробелы в тематике и разработать оптимальный маршрут движения.
- Экскурсионные тексты. Делятся на контрольные и индивидуальные. Используя экскурсионные тексты, экскурсовод взаимодействует с туристами, передавая им знания, влияя на информированность экскурсантов. Тесты могут быть контрольными и индивидуальными. Контрольный текст представляет собой тщательно выверенный материал экскурсии, который раскрывает основные вопросы. Он служит основой для проведения экскурсии. Индивидуальный текст – это материал, который должен соответствовать хронологии маршрута, так как маршрут может меняться в течение экскурсии, и экскурсовод должен подстраиваться к изменениям.
Рисунок 1. Этапы разработки экскурсии. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Роль экскурсовода в организации экскурсионного обслуживания
Экскурсовод – это специалист, который руководит экскурсией, то есть процессом познания.
Работа экскурсовода отличается рядом особенностей. Помимо того, что экскурсовод должен посетить экскурсионные объекты, составить текст экскурсии, данная профессия требует определенных практических навыков и умений, которые предъявляются к данной профессии. В частности, экскурсовод должен характеризоваться следующими чертами:
- интеллектуальность;
- индивидуальность;
- ответственность;
- наличие личного достоинства;
- активность;
- наличие организаторских навыков;
- наличие коммуникативных навыков.
Кроме того, позитивным фактором являются такие качества, как приветливость, внимательность к туристам, оказания им помощи при необходимости. Экскурсовод должен владеть специфической речью, жестами и мимикой, хорошо излагать материал, чтобы он был понятен туристам. Эрудиция может потребоваться в тех случаях, когда туристы будут задавать какие-либо вопросы, на которые экскурса должен знать ответы. И, наконец, основная сила экскурсовода – это его красноречие. Экскурсия предполагает сложение текста в устную форму, а потому экскурсовод должен не только тщательно подобрать материал, но и понятно разъяснить его
Коммуникативные навыки выражаются в процессе проведения экскурсии таким образом, чтобы между всеми экскурсантами имелись взаимодействие и взаимопонимание. Кроме того, экскурсовод должен уметь легко вступать в контакт, управлять потоком людей, располагать их к себе, а также иметь множество идей по разнообразию досуга туристов.
Методика организации экскурсий
Методика организации экскурсии представляет собой совокупность приемов, способов и средств организации экскурсий.
Она выступает в качестве рычага, который позволяет экскурсоводу за короткий промежуток времени переместиться в прошлое и сообщить туристам информацию ретроспективного характера. Методика также позволяет запомнить большое количество текста, которым в совершенстве должен владеть экскурсовод при проведении экскурсии. Методика построена не только на взаимодействии экскурсантов с объектами, но и на зрительных сравнениях, возможности использования различных органов чувств. Она неразрывно связана с таким явлением, как показ и рассказ. Методика показа более сложна, чем методика рассказа, так как она оригинальна сама по себе и позволяет воспринимать информацию в несколько нестандартной форме.
Методика также предполагает определение целей и задач экскурсий. Основной целью экскурсии является привлечение туристов к уникальной по содержанию программе познавательной деятельности, направленной на осмотр природных исторических достопримечательностей.
Исходя из поставленных целей и задач, подбирается литература по теме экскурсий. После определения всех вышеуказанных элементов формируется карточка экскурсионного объекта, которая включает основные сведения о нем.