Туризм в экономике Москвы
Туризм в Москве выступает в качестве важной части экономики города, а также тесно связан с экономикой Московской области. На территории Москвы расположено множество аэропортов, достопримечательностей, город выступает в качестве важного объекта как внутрироссийского, так и международного туризма. Так, за последний год Москву посетило около 18 млн. человек, из них около 5 млн. иностранных гостей. Число туристов, которые ежегодно посещают Москву, превышают постоянное население города. Интерес к достопримечательностям Москвы проявляют не только жители других российских городов, но также и сами жители Москвы (многие из которых являются приезжими), которые также косвенно сказывается на экономической составляющей туристической индустрии.
В Москве хорошо выстроен туристический бизнес, который основывается на экономике московского мегаполиса. Активно осуществляется прием зарубежных гостей, что позволяет развивать активность в сфере обслуживания. Город имеет богатые исторические и культурные памятники, что позволяет формировать качественный и разнообразный туристический продукт. Однако среди других городах Европы Москва пока что лишь на 46-м месте в рейтинге самых посещаемых туристических городов мира.
Между тем, в Москве на сегодняшний день довольно хорошо развита туристическая инфраструктура, так, 20 % всех гостиниц страны находится именно в столице. В 2019-м году Москва в престижном конкурсе «World Travel Awards» выиграла номинацию «Лучшее туристское направление. Город», а также возглавила национальный туристический рейтинг. Подобные премии ежегодно присуждаются международным жюри, основываясь на показателях путешествий и туризма, уровне обслуживания, обеспечении работы авиакомпаний и автотранспорта.
Часто премию «World Travel Awards» называют «Оскаром» в туристической сфере, а потому получение столь престижной премии в высшей степени положительно отражается на туристических потоках.
На сегодняшний день в Москве существуют следующие виды туризма:
- Экскурсионный. В основном, в городе проводятся автобусные экскурсии, а также прогулки на речных трамвайчиках. В настоящее время в городе имеется свыше 450 музеев, что обеспечивает реализацию культурно-познавательной функции в туризме.
- Деловой. В 2013 г. Москву с деловыми визитами посетили свыше 2 млрд. человек, что составило около 38% от общего туристического потока людей в стране. В настоящее время доля делового туризма в Москве составляет около 60% сравнению с другими видами туризма.
- Событийный. Данный вид туризма связан с многочисленными ежегодными фестивалями, которые регулярно проходят в Москве. К ним относятся «Спасская башня», «Круг света» и т. д. Например, в 2018-м году в Москве прошел фестиваль «Московские сезоны», на котором побывало свыше 65 млн. человек, причем 12 млн. человек приехали в Москву специально на фестиваль. В этом же году Москва вошла в топ-10 городов с самыми лучшими фестивальными ярмарками.
Рисунок 1. Красная площадь. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Туризм в экономике Санкт-Петербурга
Туристические потоки Санкт-Петербурга оказывают серьезное влияние не только на экономику города, но и региона. Именно данный город, как никакой другой в России, принимает на регулярной основе гостей зарубежья, а также туристов из других регионов России, которые едут смотреть на «Северную столицу». Туристические потоки способствуют возникновению экономической активности, развитию сферы обслуживания, что существенно отражается на экономической обстановке.
Привлекательность Санкт-Петербурга, прежде всего, связана с его богатейшей историей и наличием большого количества исторических и архитектурных памятников. Исторический центр Санкт-Петербурга, а также связанные с ним памятники включены в перечень всемирного наследия ЮНЕСКО. Сохранность исторического ядра города, наличие дворцовых и парковых ансамблей, храмов позволяет туристам ознакомиться с одним из крупнейших исторических центров в мире. Кроме того, многих туристов привлекает многообразная культура, специфическая общественная жизнь данного города. В Санкт-Петербурге имеется большое количество музеев, театров, спортивных объектов, концертных залов, а также иных креативных пространств, которые востребованы туристами. Развитию туризма также способствует развитие сектора общественного питания, наличие различных кафе, ресторанов, что открывают также новые перспективы для гастрономического туризма в городе.
Рисунок 2. Дворцовая площадь. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Значение туризма для российских мегаполисов
С демографической точки зрения туризм представляет собой миграцию по территории страны или нескольких стран. Однако для крупных городов туризм является способом развития экономики, науки, культуры, медицины, образования и иных отраслей. Чем крупнее город, тем более привлекательным он является для туристов, выступая в качестве общественного коммуникационного центра. В условиях глобализации именно в мегаполисах сосредоточены крупнейшие финансовые, информационные, управленческие, коммуникационные и иные центры взаимодействия между людьми.
Однако в условиях мегаполиса туристической сфере развиваться намного сложнее, чем в небольших городах, на отдельных местностях. Подобная ситуация связана с необходимостью мониторинга туристического рынка на постоянной основе, проведением регулярных выборочных исследований туристического спроса. Одной из важнейших проблем развития туризма в мегаполисах также является вопрос организации транспортного потока, развития маршрутов наземного транспорта в условиях высокой нагрузки на дорожную сеть.
Проблемы имеются и в так называемый «высокий сезон», когда возникает высокая антропогенная нагрузка на объекты как природного, так и культурного наследия. В Москве подобным объектом является Московский Кремль, который обладают небольшой пропускной способностью. Аналогичный вывод можно сделать о «высоком сезоне» при посещении такой достопримечательности, как Эрмитаж в Санкт-Петербурге, когда туристы стоят километровыми толпами для того, чтобы посетить одну из главнейших исторических и культурных достопримечательностей страны.
В настоящее время обсуждается упрощение визового режима для граждан, проживающих в экономически развитых странах. Кроме того, необходимо повышение конкурентоспособности российских туристических продуктов, в том числе имеющихся на территории Москвы и Санкт-Петербурга, по сравнению с аналогичными туристическими продуктами других государств.