Социально-культурные функции туризма
В сфере туризма осуществляются разнообразные социально-культурные функции. Особенно важны на предприятиях индустрии туризма для профессионального работника контактной зоны коммуникативные функции.
Контактная зона - это сфера, окружающая клиентов во время их нахождения на предприятии сервиса. Это понятие включает в себя комплекс факторов различных свойств:
- место предоставления услуги (физические),
- коммуникативный процесс участников (психологические),
- знания и опыт представителя сферы услуг (профессиональные).
Другими словами, это пространство, процесс и содержание контакта.
Значение психологии для туриндустрии
Для работников сферы туризма и гостеприимства необходимы знания, позволяющие адекватно истолковывать конкретную профессиональную ситуацию и конструировать действия, следуя поставленной задаче в каждом конкретном случае коммуникации, то есть знания психологии.
Для сотрудников турфирм характерны:
- широта охвата решаемых задач,
- умение быть убедительным в общении,
- способность справляться с эмоциональной напряженностью в межличностных контактах.
Знание основ психологии общения позволяет:
- учитывать психологическое состояние собеседника,
- принимать во внимание разнохарактерность социальных отношений,
- эффективно решать профессиональные задачи.
Поведение сотрудников туристских фирм деловом общении можно разделить на два типа:
- Сотрудничество. Предполагает такое поведение, когда партнеры по бизнесу совместно участвуют в общем деле, при этом учитываются интересы всех сторон.
- Конкуренция. Как вид взаимодействия партнеров, направлена на достижение лучших выгод преимущественно для собственных интересов. При этом интересы партнера игнорируются. Конкуренция приводит к выигрышу, доминированию, победе одного из партнеров. Именно в конкуренции проявляется потребность менеджера отстаивать свою позицию, интересы, точку зрения для достижения конкретных результатов.
Такая манера поведения - не редкость в условиях рынка.
Однако особую ценность в условиях мировой тенденции к гуманизации общества, управления образованием, экономикой и бизнесом играет готовность партнеров сотрудничать, налаживать общую деятельность и находить взаимовыгодные компромиссы.
Установки и стереотипы как средства социально-психологического влияния
Возможность управления и влияния на сознание и поведение человека связана с действием ряда бессознательных факторов, самыми распространенными с точки зрения социально-психологического влияния являются установки и стереотипы.
Установка - это занятая человеком позиция, которая определяет неосознанную готовность определенно реагировать на субъекты и объекты окружающей действительности.
Установка является эффективным способом оценки собеседника, оценив установки, человек может обратиться к одному из параметров:
- действиям,
- мыслям,
- эмоциям.
В мотивации поведения человека можно выделить несколько видов установок:
- познавательная - регулирует процесс познания,
- аффективная - анализирует эмоции,
- оценочная - определяет оценку,
- поведенческая - направляет поведение личности.
Особенности общения во многом зависят от темперамента и характера личности. Различия людей в движениях, действиях, проявлении эмоций объясняются влиянием темперамента человека.
Под темпераментом понимают изменяющиеся характеристики психической деятельности человека:
- общую активность, которая характеризуется такими качествами, как инертность, спокойствие, пассивность, стремительность и т.д.,
- эмоциональную особенность - чувствительность, импульсивность реакций, впечатлительность,
- характеристики моторной сферы - ритм, темп, быстрота реакции.
Психологические типы темперамента:
- сангвиник,
- холерик,
- флегматик,
- меланхолик.
Для эффективного взаимодействия стиль делового общения необходимо соотносить с особенностями темперамента партнеров.