Возможности рекреационной сферы в России
Современный этап становления санаторно-курортного комплекса характеризуется двумя противоположными направлениями:
- признанием индустрии курортов составным элементом области российского здравоохранения;
- рассмотрением поездок в санаторные предприятия как с самостоятельный вид туризма.
Данный раскол произошел в результате принятия ФЗ «Об основах туристской деятельности», где санаторно-курортные учреждения считаются принадлежащими индустрии туризма. Вместе с тем согласно всей документации данные предприятия состоят в ведении Министерства здравоохранения и социального развития.
Современный рынок санаторно-курортных услуг выделяет следующие группы предприятий:
- Бюджетные здравницы (38%). Они осуществляют свою деятельность по принципу госпиталя, включают в себя медицинские отделения и предоставляют узкий спектр дополнительных услуг. Коммерция здесь не приветствуется, так как согласно законодательству прибыль перечисляется в бюджет.
- Подразделения различных ведомств и крупных промышленно-финансовых организаций в виде оздоровительных центров, комплексов и прочее образований (5%). Они представляют собой гостиничные предприятия с отличным оснащением в плане лечения и диагностики и широким спектром дополнительных услуг. Коммерция присутствует, но не является приоритетной, так как реализация путевок осуществляется через профсоюзы.
- Прочие коммерческие здравницы (57%). Они обладают различными организационно-правовыми формами и разной собственностью. Положение данной группы и представляет главную сложность. Многие из них позиционируют себя как мед. учреждения. Остальные производят постепенную реорганизацию, значительно урезая собственную медицинскую базу, развивая только пользующиеся спросом лечебно-диагностические и дополнительные услуги. Размещение строится по гостиничному типу.
Многие специалисты характеризуют современный рынок санаторно-курортных услуг как предприятия, находящиеся на переходном этапе от бесплатных льготных к работающим на коммерческой основе.
Отсюда можно сказать, что главной тенденцией дальнейшего развития данного направления является помощь санаторно-курортным учреждениям осуществить данный переход максимально легко.
Ориентация на потребителя как возможность реализации рекреационного потенциала
Главным определяющим признаком объединения отрасли туризма санаторно-курортного комплекса (СКК) читается степень вовлеченности клиента в процесс принятия решения, то есть получить возможность выбрать мотивы поездки самостоятельно. Реализация данного принципа в последние годы происходит при помощи создания большого количества новых турфирм, которые осуществляют посреднические функции посредников между туристом и санаторием.
Это способствовало существенному росту среди потребителей туристов, покупающих путевку по полной цене, приоритетным для которых является отдых, а не лечение. Опрос потребителей услуг российских курортов выявил снижение интереса к медицинским услугам. Для большего числа клиентов цель поездки - отдых на побережье, и только 25% респондентов предпочли санаторно-курортное лечение.
Следует отметить, что более детальное изучение данного вопроса выявило, что туристы готовы оплачивать услуги курортной медицины в том случае, если они предоставляются как индивидуальный продукт по аналогии с существенными тратами на платную медицину по месту постоянного проживания.
Соответственно, санаторно-курортным организациям, работающим на коммерческой основе, необходимо реформировать свою деятельность на предоставление пакета различных рекреационных и досуговых услуг, приемлемых по соотношению цены и качества. Они должны удовлетворять платежеспособный индивидуальный спрос и быть адаптированы к оздоровительному отдыху, а не только к лечению.
Перспективы санаторно-курортного обслуживания
- реформация организационной структуры санаторно-курортных объектов с госпитальной на гостиничную;
- формирование маркетинговых и прочих рыночных структур;
- построение взаимовыгодного сотрудничества с персоналом на основе внутренних маркетинговых программ;
- использования маркетинга отношений как способа установления долгосрочного взаимодействия с клиентами и партнерами;
- использования управленческого учета, оптимизации информационных, материальных и финансовых потоков.
Помимо всего вышеперечисленного, планируется изменить медицинскую составляющую курортного продукта на базу качественно и количественно изменяющихся комплексов восстановительного характера на основе:
- оздоровительного и профилактического направления, коротких курсов;
- уменьшения диагностического набора в сторону неинвазивных, преимущественно интегральных тестов;
- расчета на природные условия и потребительскую привлекательность;
- индивидуального подхода, учитывая платежеспособность спроса потребителей.
Кроме медицинских услуг, современный рекреационный комплекс должен владеть большим ассортиментом бытовых, досуговых услуг и услуг питания, предоставляемых в виде сопутствующих и дополнительных.
Особую важность приобретает возможность потребителя самостоятельно комплектовать набор услуг и программу оздоровления в санатории.