Санаторно-курортная индустрия в рамках экономики РФ
Санаторно-курортная индустрия в Российской Федерации исторически считается одним из элементов государственных политических программ и одним из подразделений сферы здравоохранения. Совокупность большого количества природных ресурсов способствовало созданию в нашем государстве разностороннего комплекса санаторно-курортного лечения и отдыха.
Изменения, произошедшие в российской экономике после распада СССР, привело к переменам в организационно-правовых формах собственности рекреационных предприятий. Были сформулированы и реализованы решения о переводе народного хозяйства в систему рыночных отношений касательно вопросов собственности и правовых аспектов производства.
Возникла потребность в разработке принципиально новых государственных подходов к развитию санаторно-курортного комплекса, формированию новой стратегии к контролю над рынком санаторно-курортных продуктов, и улучшения управленческой структуры санаториев и здравниц.
Контроль за исполнением федеральных и региональных законов в санаторно-курортной сферу из-за своих особенностей, связанных со здоровьем потребителей и их санаторно-курортном лечении, способствует использованию особых методов.
Следует отметить, что в рамках индустрии санаторно-курортных услуг выполняются следующие задачи:
- укрепляется здоровье населения (индивидуального и общественного) на базе грамотной эксплуатации рекреационных ресурсов и санаторно-курортного комплекса, который включает курортную инфраструктуру и кадровый потенциал;
- восстанавливаются трудовые ресурсы, занятость населения и развиваются курортные регионы.
Необходимо уточнить, что по уровню результативности природных рекреационных ресурсов, степени их разработки и благоустройства регионы дифференцируют на курорты и лечебно-оздоровительные территории федерального, регионального и местного значения.
Курорты регионального значения находятся в ведении органов государственной власти субъекта Российской Федерации. Курорты местного значения определяют органы местного самоуправления в благоприятных ландшафтных и микроклиматических условиях вблизи крупных городов и промышленных зон.
Проблемы рекреационной сферы РФ
Одной из негативных тенденций положения современного санаторно-курортного комплекса считается уменьшение числа санаторно-курортных предприятий. Процесс приватизации, носивший стихийный характер и акционирование санаториев способствовал разрушению системы деятельности со стороны государства в данной области и снижению финансирования санаторно-курортного лечения.
Особо необходимо отметить закрытие большого числа учреждений летнего отдыха для детей и подростков.
Для решения данной проблемы Правительством РФ был разработан ФЗ “О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах”. Статья 7 данного закона указывает на прямые действия уполномоченного органа исполнительной власти в области санаторно-курортной индустрии:
- необходимость введения госреестра курортного фонда РФ;
- создание и координацию федеральных программ развития курортных регионов;
- проведение научных исследований, способствующих расширению курортного фонда РФ и улучшения показателей его эффективности;
- создать систему подготовки кадров в области санаторно-курортной индустрии;
- контроль за соблюдением исполнения законодательства РФ об охране и использовании природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов.
Еще одной проблемой системы санаторно-курортного комплекса является отсутствие единой системы госпомощи и рассредоточенность между министерствами, ведомствами, общественными организациями, что влияет на работу санаторных предприятия как объектов собственности. Где определяющими являются возможности и интересы владельца.
Программа Правительства РФ по улучшению состояния санаторно-курортной сферы
Оценка положения санаторно-курортной индустрии способствовала формированию и согласованию Правительством Российской Федерации основных концепций госполитики:
- определение роли госструктур в контроле над рынком санаторно-курортных услуг;
- разработка принципов финансирования санаторных предприятий, предоставления и потребления;
- сформировать предложения по улучшению структуры управления природопользованием на курортах, принципов лицензирования медицинской деятельности и аккредитации санаторных предприятий;
- разработать обязательную сертификацию санаторно-курортных услуг;
- сформулировать критерии создания госзаказа на санаторно-курортное обслуживание населения;
- установить предельную стоимость социальных путевок;
- установить научно-обоснованные нормативы обеспечения санаторно-курортной помощью различные категории граждан;
- способствовать фундаментальным исследованиям по изучению механизма действия естественных и преформированных курортных ресурсов для лечения различных заболеваний.