Профессиональные виды этики туриндустрии
Профессиональные виды этики туриндустрии – это специфические особенности деятельности, направленные на человека в условиях индустрии туризма.
В зависимости от сферы туристской индустрии профессиональная этика подразделяется на этику менеджера туристской фирмы, этику туроператора, этику экскурсовода, этику обслуживающего персонала и т.д.
Выделение видов профессиональной этики в туризме говорит о многообразии требований к специалистам, необходимости выделять специфику моральных отношений в каждой отдельно взятой сфере профессиональной деятельности.
Существуют общие профессиональные этические нормы, выступающие как руководящие правила, требования к профессиональной деятельности человека, основанные на гуманистических идеалах.
Каждый отдельный вид профессиональной этики в туризме определяется спецификой профессиональной деятельности, обладает своими специфическими критериями в реализации принципов и норм морали, что составляет профессиональный моральный кодекс.
Особенности профессиональной этики в туриндустрии:
- нравственные качества сотрудника турфирмы рассматриваются как одно из необходимых условий его профессиональной пригодности;
- мораль в сфере труда носит социальный характер;
- нарушение профессиональной этики разрушает общие моральные установки и вредит всему социуму;
- действует не только в практической трудовой деятельности, но и в обыденной жизни.
Современный специалист в сфере туризма и социально-культурного сервиса должен владеть навыками культуры общения, обладать важными профессионально-личностными качествами (ответственность, честность, порядочность, оптимизм, вежливость и т.д.).
Этика специалистов туриндустрии представляет собой комплекс норм нравственности и совокупность специфических требований, которые реализуются при осуществлении профессиональных обязанностей по обслуживанию клиентов турфирмы.
Нормы служебной этики
Независимо от местонахождения работника туриндустрии должны соблюдаться основные нормы профессиональной этики:
- терпение, выдержка, умение владеть собой;
- вежливость и внимательность;
- способность избегать конфликтные ситуации, не вызывать недовольство клиентов;
- доброжелательность и радушие;
- любезность и обходительность;
- сдержанность и тактичность;
- готовность быстро реагировать на внезапно возникающие ситуации в процессе обслуживания;
- уважать право каждого на отдых;
- умение держать себя доброжелательно и спокойно даже после напряженной смены или обслуживания конфликтного клиента;
- спокойно относиться к справедливым претензиям;
- беречь профессиональную репутацию;
- уважать культурные и моральные ценности других людей, не позволять себе высказывания, способные оскорбить национальные, нравственные или религиозные чувства;
- способствовать развитию туризма.
Качества и нормы поведения, недопустимые в сфере профессиональной этики туризма:
- лицемерие и нечестность;
- бестактность, грубость, невнимательность;
- жадность, воровство, эгоизм;
- неуступчивость, желание подчинить интересы клиента своим интересам;
- обсуждение клиента с посторонними лицами, разглашение приватной информации о клиенте;
- завышенные эгоистические требования к клиенту.
Этические принципы работы сотрудника туристской индустрии
В сфере туризма сотрудники должны придерживаться некоторых этических принципов:
- не допускать по отношению к коллегам поступков, какие бы не хотел видеть в отношении себя;
- справедливое наделение сотрудников материальными, сырьевыми или денежными ресурсами;
- исправление нарушения в сфере этики, независимо от того, кем оно было совершено;
- действия и служебное поведение сотрудника турфирмы считаются этичными, если способствуют развитию компании с моральной точки зрения;
- терпимое отношение к моральным устоям, традициям, существующих в других странах, районах, организациях;
- принцип минимума прогресса;
- проявление в разумных пределах нонконформизма;
- стремление к совершенствованию в профессиональной сфере;
- неразглашение информации о клиенте;
- свобода, не ограничивающая свободы других;
- соблюдать приоритет общечеловеческих гуманистических ценностей и общественных интересов.