Государственное регулирование туриндустрии
В Гаагской декларации по туризму говорится о том, что туризм должен планироваться на последовательной и комплексной основе с учетом всех аспектов.
Принцип государственного регулирования туризма заключается в том, что государство:
- благоприятствует развитию туристской индустрии,
- создает для туристской деятельности благоприятные условия функционирования,
- определяет и развивает приоритетные направления,
- создает и поддерживает образ страны, благоприятной для туризма,
- рекламирует государство на международном уровне.
Цели государственного регулирования туризма:
- обеспечить права граждан на отдых и свободу передвижения,
- создать условия для воспитания, образования, оздоровления туристов,
- развивать туриндустрию, создавать рабочие места, увеличивать доход государства, развивать международные контракты,
- сохранить объекты туристских достопримечательностей,
- рационально использовать культурный и природный потенциал страны и прочие туристские ресурсы.
Международное регулирование туриндустрии
Международный туризм, как вид деятельности, характеризуется участием трех сторон:
- туристов,
- туристских фирм,
- государственных органов.
Под государственными органами в вопросах регулирования туризма подразумеваются органы, которые осуществляют административные и распорядительные функции:
- пограничные и таможенные,
- паспортные и визовые,
- органы валютного контроля,
- сертификационные и лицензионные,
- санитарно-эпидемиологического надзора,
- контроля за режимом въезда и пребывания в другой стране,
- квотированного посещения территорий.
В любом государстве взаимоотношения сторон туризма регулируются соответствующим законодательством. И чем больше охват каждого элемента этих взаимоотношений, чем детальнее и полнее законодательство в сфере туризма, тем выше степень цивилизованности государства и приближение к понятию правового.
Во взаимоотношениях туристов и туристских фирм важно документально оформленное соглашение между ними, в котором отражены обоюдные права и обязанности.
В процессе урегулирования взаимодействия туристов и государства необходимо детальное законодательство, касающееся:
- заграничных паспортов,
- визового и паспортного режима,
- таможенных, санитарных и валютных норм,
- правил перевоза культурных и исторических ценностей, отдельных экземпляров флоры и фауны,
- порядка выезда и въезда в страну,
- правового положения иностранных граждан.
Необходима разработка правовых норм:
- о защите прав потребителей,
- лицензировании международной туристской деятельности,
- обязательной сертификации туристских продуктов,
- страховании в путешествии,
- регулировании рекламной деятельности в туризме.
В каждой стране собственные подходы к правовому регулированию туризма, с акцентом на одну из сторон-участников туризма. В большинстве стран упор делается на урегулирование взаимоотношений между туристскими фирмами и государством.
Это выражается в лицензировании туристской деятельности, получить данное разрешение возможно в случае:
- подтверждения своего профессионального уровня,
- при отсутствии ограничений, связанных с уголовным и гражданским законодательством,
- возможности предоставления клиентам достаточных материальных, финансовых, банковских гарантий для оплаты возможных издержек,
- владения страховым полисом, достаточным покрыть любую финансовую ответственность, возникающую из обязательств финансовой деятельности.
Меры поддержки развития туризма
В зарубежных странах приняты следующие экономические и административные меры поддержки развития туризма:
- налоговые льготы, дотации и субсидии,
- законодательная и нормативная документация, способствующая развитию туристской отрасли и защите прав потребителей туруслуг,
- уменьшение визовых и паспортных ограничений при пересечении границы,
- стимулирование межсезонного туризма,
- содействие развитию национального туризма,
- ужесточение требований к безопасности туристов,
- усиление мер по сохранению окружающей среды, исторического и культурного наследия страны.