Управление в сфере туризма
Характеризуя туристическую деятельность, необходимо отметить, что её целью, прежде всего, является производство туристической продукции. Индустрия туристического сервиса включает в себя обособленные виды деятельности, например, обслуживание в сфере транспорта, питания, гостиничных услуг и т.д. Однако на самом деле данные услуги взаимосвязаны и оказываются в комплексе, представители которого постоянно сотрудничают друг с другом. В туристической деятельности занято большое количество людей, которые обеспечивают функционирование данной отрасли.
Менеджмент туризма представляет собой управление туристическими организациями в условиях рынка с учётом экономической эффективности их деятельности, а также рекреационных потребностей и спроса клиентов.
Менеджмент туризма включает в себя три основных аспекта:
- Институциональный. Данный аспект определяет, «кто управляет кем».
- Функциональный. Данный аспект показывает, каким образом осуществляется управление, а также как оно влияет на управляемых лиц.
- Инструментальный. Данный аспект показывает, какими конкретно методами осуществляется управление, какие инструменты для этого используются.
Как правило, перед туристической организацией стоит комплекс целей, а не одна цель. Для того, чтобы реализовать поставленные цели, необходимо придерживаться социальных, организационных, инновационных и технологических принципов.
Именно поэтому перед туристическими организациями встают различные цели, которые должны быть реализованы с учетом пяти основных функций:
- Планирование. Представляет собой непрерывное изучение путей и методов совершенствования деятельности туристических организаций, условий и факторов развития рынка целью приспособления к ним.
- Мотивация. Управление направлено на активизацию деятельности сотрудников, которые заняты в туристской деятельности, с целью повышения их квалификации, достижения как их личных целей, так и целей, которые стоят перед туристической организацией. Кроме того, необходимо учитывать мотивацию туристов для того, чтобы сформировать продукт, который отвечал бы их требованиям. Так, мотивация путешественника – это причина, при отсутствии которой путешествие не состоялось бы. Именно поэтому туроператорам необходима информация о цели путешествия.
- Структура управления туроператором. Это совокупность взаимосвязанных элементов по управлению конкретной организацией. Управленческая деятельность направлена как на решение предпринимательских задач, так и на социальное управление, так как управление осуществляется конкретной группой работников.
- Координация. Представляет собой организацию туристической индустрии, отдельных структур, которые функционируют в данной сфере, например, отрасли питания, здравоохранения, транспорта и т.д.
- Контроль. Существуют специальные контролирующие органы, которые осуществляют контроль над туристической индустрией, обеспечивая её безопасность, а также законность. Например, контроль над деятельностью туристических организаций осуществляют прокуратура, федеральные органы исполнительной власти и т.д.
Особенности туристической индустрии
Туристская индустрия представляет собой предприятия, учреждения, организации, которые обеспечивают производство, распределение, обмен и потребление туристического продукта. Это сложнейший межотраслевой народнохозяйственный комплекс, так как он включает в себя множество компонентов.
Среди компонентов, которые включаются в состав туристической деятельности, можно выделить следующие:
- Организаторы туризма: это туристические предприятия, разрабатывающие туристический продукт.
- Предприятия, которые оказывают услуги по размещению туристов, например, отели, гостиницы, мотели, гостевые дома и т.д.
- Сфера питания, к которой относятся организации по типу ресторанов, кафе, баров и т.д.
- Транспортные предприятия, а именно предприятия, обеспечивающие деятельность автотранспорта, авиационного, железнодорожного, морского транспорта и т.д.
- Предприятия торговли. К ним относятся различные рынки, магазины, торговые точки, которые реализуют не только туристическое снаряжение, но и различные сувениры.
- Сфера досуга и развлечения. К ней относятся разнообразные тематические парки, музеи, концертные залы, клубы и т.д.
- Производственная сфера. Например, организации, производящие туристические сувениры, мебель для гостиниц, снаряжение для туристов и т.д.
- Самодеятельный туризм. Это различные туристические, велосипедные, лодочные и тому подобные клубы.
- Органы управления туризмом, соответствующие государственные учреждения.
- Учебные, научные учреждения, осуществляющие подготовку кадров в сфере туризма.
Специализация туристического рынка
Управление туристической индустрией требует знания процессов специализации, кооперирования и концентрации туристического производства.
Регулирует данную деятельность ФЗ «Об основах туристической деятельности в РФ». В данном законе не только дается законодательное понятие туристической деятельности, но и определяется порядок контроля над организацией туристической индустрии, а также за различными процессами, которыми туристическая индустрия сопровождается.
Так, вокруг туристической деятельности сформировалась довольно специфически организованная отрасль производства. Например, некоторые предприятия обеспечивают деятельность туристических организаций в целом, например, производя для гостиницы необходимую мебель, какие-либо туристические товары. В некоторых местах производство выступает как способ привлечения туристов. Например, одежда и её производство могут привлекать людей, которые интересуют модой (модные дома Парижа). Для туристов, которых интересует история создания различных алкогольных напитков, будет интересна экскурсия по местам винно-водочного производства. В Голландии производятся популярнейшие сыры, которые привлекают туристов, на что, соответственно, обращают внимание туристические фирмы при формировании туристических маршрутов.