Функции менеджмента туризма
Функции управления - вид управленческой деятельности, в котором применяются специальные приемы и методы, а также определенная организация работы.
Процесс менеджмента выполняет четыре основных функции:
- Планирование.
- Организация.
- Мотивация.
- Контроль.
Функция планирования
Функция планирования включает в себя:
- участие в разработке целей туризма развития региона,
- анализ конкурентоспособности,
- разработку и воплощение стратегии конкурентоспособности региона.
Результатом планирования является социально-экономическая модель состояния организации в будущем.
Планирование осуществляется в соответствии с уровнями организации:
- высший уровень (стратегическое планирование) - определение основополагающих составляющих организации в долгосрочной перспективе;
- средний уровень (тактическое планирование) - определение промежуточных целей;
- нижний уровень (оперативное планирование) - определение стандартов деятельности, описание работ для достижения главных и общих целей организации.
Эффективность планирования зависит от ряда принципов:
- полнота,
- точность,
- ясность,
- непрерывность,
- экономичность.
Организационная функция
Организация - это средство достижения поставленных целей туристского предприятия.
Функция организации:
- повышает эффективность работы предприятия путем согласования экономической, технической, правовой, социально-психологической сторон деятельности туристского предприятия,
- упорядочивает деятельность руководителей и исполнителей,
- передает суть работы и распределяет ее между исполнителями.
Принципы организации деятельности туристского предприятия:
- формулировка целей предприятия, принятых в ходе планирования,
- определение видов деятельности для достижения этих целей,
- разделение труда и создание рабочих подразделений и групп,
- координация деятельности при помощи установления рабочих взаимоотношений,
- единство цели,
- контроль и управление.
Функция мотивации
Данная функция с точки зрения менеджмента ориентируется на два аспекта:
- мотивы поездок (путешествий),
- мотивация трудовых отношений.
Мотивы путешествий - побудительные причины, заставляющие людей путешествовать. Эта информация необходима для правильного деления туристских рынков на сегменты, определения целевых рынков и последующей разработки моделей управления туристскими маршрутами и потоками.
Мотивацию путешествий можно сгруппировать в несколько основных групп:
- физическая,
- психологическая,
- межличностная,
- культурная,
- мотивация статуса и престижа.
Мотивация трудовых отношений - совокупность стимулов, побуждающих к активной трудовой деятельности. В целях трудовой мотивации используются:
- моральное и материальное стимулирование,
- мотивирование путем создания внутреннего побуждения и заинтересованности к труду.
Функция контроля
В основе системы контроля лежат следующие критерии:
- эффективность - выполнение обязательств, затраты на устранение недостатков и контроль;
- эффект влияния на работников - обучение, удовлетворение, страх, конфликт, стресс;
- выполнение задач - качественная и количественная оценка, достоверность;
- определение границ -соблюдение законодательных норм, прав и свобод личности.
Принципы менеджмента туризма
Принципы управления - закономерности и правила поведения руководителей при осуществлении управленческих функций, Их подразделяют на общие и частные принципы.
Общие принципы управления:
- применимость,
- интеграция,
- системность,
- многофункциональность,
- ориентация на ценности.
Частные принципы управления:
- научная обоснованность,
- оптимальность сочетания централизации и децентрализации в управлении,
- сочетание обязанностей, прав и ответственности,
- частная свобода и автономия,
- иерархия и обратная связь,
- мотивация,
- плановость,
- демократизация управления,
- целостность объекта и субъекта управления,
- государственная законность менеджмента,
- устойчивость и мобильность системы менеджмента.