Для регулирования туристской деятельности и защиты прав потребителей услуг сферы туризма государство использует следующие инструменты:
- сертификация,
- стандартизация,
- лицензирование.
Лицензирование деятельности в сфере туризма
Лицензия - это выдаваемое физическим или юридическим лицам государственное разрешение на осуществление туристской (гостиничной) деятельности на протяжении определенного времени и при соблюдении ряда условий.
Лицензированию подлежат туроператорская и турагентская деятельность.
К числу лицензионных требований на осуществление туроператорской деятельности относятся:
- наличие в штате туроператора не менее 7 сотрудников, тридцать и более процентов которых имеют среднее специальное, высшее или дополнительное образование в туристской области или стаж работы в туризме не менее 5 лет;
- руководитель туристского предприятия должен иметь профильное образование и опыт работы более 5 лет,
- повышение квалификации работников должно проводиться один раз в 3 года.
Лицензионные требования для турагентской деятельности отличаются от туроператорских в следующих пунктах:
- не отражены требования по количеству работников,
- профессиональное образование и стаж работы в туризме от 3 лет требуется у 20% сотрудников.
Лицензия на туроператорскую деятельность позволяет туристскому предприятию:
- организовывать групповые и индивидуальные путешествия всех типов, категорий и видов туризма в пределах страны и за рубежом,
- реализовывать свои услуги оптовым и розничным покупателям.
На турагенскую деятельность позволяет реализацию туристских услуг исключительно розничному покупателю.
Стандарты туристского обслуживания
Стандарт - это нормативный документ по стандартизации, отражающий правила, характеристики и принципы определенных видов деятельности.
Стандарты предназначены для определения минимально необходимых требований касательно надежности, безопасности и качества любого продукта или услуги.
Нормативными документами по стандартизации в туризме являются:
- государственные стандарты,
- общероссийские классификаторы технико-экономической информации,
- стандарты предприятий и отраслей,
- правила, нормы и рекомендации по стандартизации,
- стандарты общественных объединений, инженерных и научно-технических обществ.
Стандартизация в туризме отражает следующие цели:
- гарантирование заявленного уровня качества и безопасности туристского продукта или услуги,
- защиту интересов потребителей от недобросовестной конкуренции.
Сертификация туристских услуг
Сертификация услуг - это процедура письменного удостоверения соответствия установленным требованиям независимой от изготовителя и продавца организацией.
Цели сертификации:
- подтверждение качества продукции,
- контроль безопасности туристской продукции для здоровья, жизни и имущества людей, окружающей среды,
- защита потребителей от недобросовестных изготовителей,
- поддержание экспорта и повышение конкурентоспособности продукции,
- содействие в компетентном выборе услуг и продукции,
- создание благоприятных условий для деятельности отдельных предпринимателей и организаций на едином рынке товаров РФ, и участия в международной торговле и международном экономическом научно-техническом сотрудничестве.
Информация по сертификации является конфиденциальной и составляет коммерческую тайну. Сертификация проводится системами сертификации согласно установленным схемам однородной продукции. После подтверждения соответствия требованиям нормативных документов, на услугу выдается сертификат. На сопроводительную техническую документацию, поступающую к потребителю при реализации, наносят знак соответствия.