Государственная инновационная стратегия
Формирование стратегии и планирование инноваций в туризме сложный и кропотливый процесс, требующий четкости, ясности и грамотной оценки перспектив развития территории или проекта. Наличие инновационной стратегии - важное условие как динамично развивающейся национальной экономики, так и отдельных субъектов туристской индустрии.
Стратегия в общем понимании - долгосрочное направление развития, приводящее к достижению поставленных целей, это качественно определенный генеральный план действий, устанавливающий приоритеты стратегических задач.
Главная функция инновационной стратегии - определение основного курса для развития научно-технических разработок, обеспечения ресурсами, собственно внедрения инноваций Задача государства урегулировать интересы заинтересованных сторон и инновационную деятельность в целом.
Существует три типа государственных инновационных стратегий:
- "переноса". Закупка лицензии на научные достижения за рубежом. Данная стратегия используется для экономии времени и средств в целях создания и развития научно - производственного потенциала государства (например, в послевоенной Японии);
- "заимствования". Использование дешевой рабочей силы для стимулирования и развития собственного производства (некоторые страны Юго-Восточной Азии и Китай);
- "наращивания". При использовании данной стратегии применяются достижения ученых и конструкторов других стран вместе с развитием собственного научного потенциала (США, Англия, Франция и др.).
Инновационная стратегия предприятий
На формирование инновационной стратегии оказывают влияние задачи, поставленных перед компанией, позиционирование туристского продукта на рынке, потенциальные конкурентные преимущества, определяющие успех разрабатываемой инновации.
Указанные в Таблице 1 инновационные стратегии могут быть реализованы по отдельности или одновременно в разных сочетаниях.
Субъект туристского рынка может определить собственную инновационную стратегию, если имеет четкие представления о потребностях рынка; способен разрабатывать привлекательные предложения и имеет надежную агентскую сеть для поставки этих предложений на рынок.
Стратегия определяет формы инновационной деятельности компании и наиболее эффективные действия для достижения намеченной цели.
Принципы планирования
Планирование - один из главных элементов системы управления инновационной деятельностью, связанный с разработкой в соответствии со стратегией направлений инновационной деятельности. Планирование инноваций имеет следующие функции:
- постановка задач;
- подготовка управленческих решений;
- координация деятельности всех участников процесса;
- определение параметров контроля и оценки инновационного процесса.
Определение стратегии и организация процесса планирования во многом определяют успех инновационного проекта, от того, какие цели и задачи будут поставлены, будут сформированы способы их достижения. Важно при планировании инноваций учитывать ресурсный потенциал (территории, региона, или отдельной компании) и спрос на рынке туризма.