Процессы, влияющие на тенденции в индустрии гостеприимства
Индустрия туризма – представляет собой самую доходную сферу экономики на международном уровне. Согласно информации Всемирной торговой организации , к 2010 году общее туристический поток превысил 1 миллиард человек, а доход, получаемый от каждого туриста, вырос почти на 40%.
Процессы, которые происходят в демографической среде привел к возникновению двух основных тенденций.
Первая тенденция– расширение круга потенциальных потребителей туристских услуг. По прогнозам ВТО на 2020 г., 7 % населения планет совершат выезд зарубеж.
Вторая тенденция – рост общего числа путешествующих возрастных групп туристов в общем турпотоке.
Внесение изменений в Трудовом кодексе РФ касательно предоставления отпусков сотрудников, в туриндустрии появились еще две специфические тенденции – разделение отпускного периода и увеличение коротких поездок, что положительно влияет на работу гостиничного хозяйства, снижая к минимуму воздействие сезонности.
Особенности гостиничного хозяйства как подотрасли туризма
Гостиничный бизнес представляет собой наиболее активно растущую подотрасль сферы туризма, которая несет значительную прибыль в национальную экономику многих стран. Он представляет собой основную отрасль, формирующую процесс связей между предприятиями различного назначения и принадлежащих к принципиально разным отраслям экономики.
Въездной туризм – постоянный источник денежных поступлений и выгодная для национальной экономики форма экспортной торговли – в России недостаточно сформирован. Наша страна владеет уникальными историко-культурными и природными ресурсами, но при этом принимает менее 1% иностранных туристов.
К тенденциям развития предприятий индустрии гостеприимства, относятся:
- увеличение специализации гостиничных и ресторанных продуктов;
- формирование гостиничных и ресторанных цепей на международном уровне;
- появление сети малых предприятий;
- активное применение в сфере гостеприимства новых компьютерных технологий.
Стоит отметить, что основные экономические показатели эффективности работы гостиничного хозяйства после 2002 года неукоснительно растут. При этом возрастает общее число предприятий размещения.
Обратная динамика сложилась в санаторно-курортном комплексе, где общее число организации существенно снизилось. Рост общего показателя вместимости некоторых санаториев немного сглаживает данную негативную тенденцию.
Оценить эффективность работы гостиничного хозяйства для въездного туризма можно посредством вычисления отношения количества иностранных туристов к числу койко-мест и к количеству предприятий размещения. Итогом проведенного анализа является установление факта, что большим спросом среди инострнцев пользовались отели Центрального округа (9874 клиентов на предприятие), Северо-Западного округа (7323), Дальневосточного (3419), Сибирского (2528).
Направления в индустрии гостеприимства России
В развитии российской индустрии гостеприимства существует несколько направлений.
К первому относятся зарубежные гостиничные цепи. Динамичное развитие гостиничного хозяйства началось с заключения. соглашений с крупными международными организациями.
Второе направление – создание собственных национальных объединений. Последние годы в России ознаменовались возникновением таких отечественных управляющих организаций как: «Амакс» (13 гостиниц в европейской части страны), Accord management group, «Интурист Хотел Групп» (созданный на базе ВАО «Интурист), «Алросо», «Русские отели», «Евразия», «Форстон» и прочее. Согласно оценке специалистов, в будущем общее число национальных гостиничных сетей будет увеличивает. Этому способствует появление собственных, готовых вкладывать средства в проеты с долгой окупаемостью.
Но следует отметить, что при научно обоснованном, грамотном использовании ресурсы, учитывая российские традиции и международный опыт, наши отечественные предприятия размещения получат возможностьна современном этапе предосталять свои услуги местному населению и иностранным туристам.
При этом стоит сказать, что основы государственного контроля над этой отраслью ще не сформировались в полной мере. И если не решать существующие проблемы, эти прогнозы могут и не сбыться.