История появления индустрии гостеприимства
Размещение туриста – это ключевой элемент любого тура.
Самые первые предприятия размещения - это таверны и постоялые дворы, существовавшие в древние времена. Например, территория Древнего Рима была оснащена сетью дорог, логически обусловленными военными потребностями. Дороги впоследствии использовались путниками. Для удобства на промежутке конного перегона на дорогах строились таверны и постоялые дворы для обеспечения отдыха.
Средние века ознаменовались как эпоха паломнических путешествий и крестовых походов. Предприятия размещения этого исторического периода были представлены монастырями, где путешественникам могли предложить ночлег, кусок хлеба и стакан воды.
Функционировали также и многочисленные постоялые дворы. Их отличительной особенностью было то, что в центре постройки располагался загон для лошадей и театральная площадь. Верхние этажи были оборудованы для ночлега.
Стремительный рост количества предприятий размещения начался в Новое время. Промышленная революция привела к созданию паровозов, теплоходов, что способствовало приданию сферы туризма массового характера.
Следует уделить существенное внимание становлению курортного дела в Европе. Это привело к возникновению большого числа рекреационных предприятий курортов и на морских побережьях.
Первые годы двадцатого столетия ознаменовались появлением гостиниц делового типа. Один из первых таких отелей «Буффало Статлер» - был открыт в 1908г.
После Первой мировой войны гостиничный бизнес дела был связан с именем Конрада Хилтона. Появилась самая крупная в то время в мире гостиница «Конрад Хилтон».
После Второй мировой войны изменился характер передвижения и это привело к появлению первых мотелей для туристов, путешествующих на автомобиле, строительство гостиниц вблизи аэропортов, созданию предприятий для семейного отдыха.
Современная индустрия размещения
Появление новых форм туризма привело к необходимости проектирования и строительства новых категорий отелей.
В Европе местные средневековые замки перестраиваются в современные комфортабельные гостиницы.
Появились отели с эксклзивными формами и планировкой. Например, отель «Арабская башня» в Дубае, который представляет собой бело-голубой паруса и находится в море.
Одним из приоритетных форм туризма становится экологический туризм, что требует строительства экоотелей. Они располагаются в зеленых массивах. Здесь используются альтернативные источники энергии.
Для туристов, отдающих предпочтение экстремальным видам отдыха, в Гренландии предоставляется ночлег в снежных иглу - легендарных домах эскимосов.
В Европе большим спросом последнее время пользуются так хостели.
Хостель - это бюджетная молодежная гостиница, предлагающая ночлег эконом-класса.
С развитием агротуризма возникли новые спредприятия размещения - агротуристические фермы.
Большое распространение получили также гостевые дома. Это помещения, которые являются семейным жильем, используемое для размещения туристов. Как правило такое предприятие имеет в наличии пять и более комнат.
Предприятия размещений туристов стали использоваться в качестве «собственности на каникулы». Такое совместное владение недвижимостью собственником и управляющей компанией в международном туриндустрии называетсятаймшер. Время пользования таймшером измеряется в неделях.
В последнее время возникли новые функциональные средства размещения. Например, ротель - это передвижная гостиница, являющаяся по сути вагоном-трейлером; флайтель - гостиница при аэропорте; флотели и ботели – оказывают услуги клиентам, путешествующих по воде.
Классификация современных средств размещения
Самой распространенной и принятой в международном туризме системой классификации является "звездность" отеля. Классификация услуг гостиниц, обозначенная «звездами», разработана Всемирной туристической организацией. В соответствии с ней качество сервиса оценивается от одной до пяти "звезд".
Гостиницы категорий одна и две "звезды" предоставляют обязательный лицензированный сервис. Обязательными требованиями является наличие службы регистрации, еженедельная замена белья, неотложная медицинская помощь, почтовые услуги, услуги по хранению ценностей. При строительстве таких предприятий используются экономичные строительные материалы. Главными требования к предприятиям данного типа ограничиваются наличием горячего и холодного водоснабжения, круглосуточное энергообеспечение, телефонная связь.
В номерах гостиницы категории "три звезды" предполагается наличие отдельных туалетных комнат с ванной или душем, телефон, телевизор.
Следует выделить, что важное условие такого уровня обслуживания - предоставление кондиционера в районах с жарким климатом.
Смена постельного белья происходит каждый день. Одним из главных требований является наличие предприятия питания. Персонал такой гостиницы должен два иностранных языка.
Отели категории четыре "звезды" предоставляют еще более высокий уровень сервиса. Вместе с вышеперечисленными требованиями в номерах данных гостиниц для удобства постояльцев имеется кондиционер и мини-бар. У отелей, расположенных на морских курортах часто в распоряжении бывает собственный пляж - бесплатный для его постояльцев.
В пятизвездочных гостиницах, овместно с базовыми услугами оказывается дополнительный сервис: круглосуточная уборка номеров по просьбе клиента, рум-сервис. Пляж, принадлежащий пятизвездочной гостинице, должен быть оснащен вечернее и ночное освещение. Персонал должен знать три иностранных языка.