Общественное мнение: сущность понятия
Общественное мнение рассматривается в социально-психологических и теоретических дисциплинах как ключевая категория, позволяющая детально изучить социальную активность группы людей, рассматриваемой как единый объект в режиме реального времени.
Под общественным мнением рассматривают своеобразное воплощение социального восприятия, проявляющегося в интерпретациях и очевидном или неявном суждении больших социально-культурных объединений индивидов (групп, обществ) о явлениях реальности.
Само же общественное мнение (осознание) трактуется как нравственное проявление, обладающее конкретной внутренней системой, сочетающей в себе разнообразные уровни (методологический и практический) и конфигурации сознания (внутриполитическое и юридическое восприятие, нравственность, идеология, наука, теология, искусство). [/Определение]
Трансляторами общественного мнения выступают многочисленные социальные объединения (группы большого числа индивидов, нация, народ).
В методологии дисциплины PR под общественным убеждением рассматривают групповое экспертное умозаключение той или другой общности индивидов по социально значимым вопросам, в котором выявляется ее отношение к фактам и событиям, связанным с деятельностью основополагающего субъекта.
Основываясь на этом можно обозначить особенности общественного мнения с позиции методологии PR.
Общественное мнение и его особенности
Ключевые особенности общественного мнения:
- выразителем мнения выступает группа индивидов;
- общественное мнение связано с определенным основополагающим субъектом.
Главным ценностным атрибутом общественного мнения во всевозможных методологических доктринах рассматривается то, что его определение выделяет коллективные оценочные умозаключения.
Вышеуказанное условие позволяет выявлять всеобщие взаимосвязи общественного мнения в методологии PR, которые отражаются в содержании, системе и алгоритмах его формирования.
Именно благодаря общественному мнению группа индивидов обретает свой исключительный тип единения.
Общественное мнение – это численный продукт, но это не единогласное убеждение и необязательно суждение большинства.
Общественное мнение можно воспринять за ключевое положение, которое устанавливается в ходе противостояния между всевозможными суждениями, в ходе проведения общественных дискуссий.
Значимую продуктивную характеристику общественного мнения определяют его функции.
Функции общественного мнения
Общественное мнение реализует следующие ключевые функции:
- Функция контроля. Независимо от того, в каких обстоятельствах общественному суждению придется существовать, оно неизменно сосредоточивает определенную позицию на определенных событиях и факторах жизни сообщества.
- Функция консультирования. Суждение заинтересованного лица или группы лиц выдается за общественное мнение при помощи советов и векторов решения возникающих проблем, устранения их последствий.
- Функция директивы. Отталкиваясь от общественного суждения, заинтересованные субъекты могут использовать законодательные инструменты для его усиления, например, узаконить решение собрания или итоги референдума.
- Функция оценки.
- Функция экспрессии.
- Нормативная функция.
- Аналитическая функция.
Общественное мнение, обладая вышеуказанными функциями, влияет на восприятие индивида и группы лиц.
Восприятие и общественное мнение
В системе общественного мнения содержатся три главных компонента, определяющих восприятие:
- рациональный компонент;
- эмоциональный компонент;
- волевой компонент.
Рациональный компонент составляют различные аспекты информации о предмете. При этом исключительное значение приобретают цельность, правдивость и четкость информации о предмете общественного суждения. В PR-деятельности значимую функцию в становлении позитивного общественного мнения по отношению к основополагающему субъекту выполняет информация. Например, если в качестве основополагающего субъекта выступает предприятие, то ключевое значение будет иметь информация о структуре организации, ее начальстве, деятельности, продукте, внешних управленческих связях.
Эмоциональный компонент оказывает влияние на психоэмоциональное осмысление объекта и психологические переживания, которые выявляются в групповых (коллективных) ощущениях и настроениях.
Коллективные (групповые) переживания и коллективные (групповые) настроения как общее психоэмоциональное длительное самочувствие группы индивидов имеют позитивную или негативную тематику, что в свою очередь реализуется в речевых и коммуникативных оценочных умозаключениях.
Волевой компонент содержит социальную волю и волю индивидуальностей, входящих в субъект общественного мнения. Воля как компонент психики индивида представляет собой способность к выбору цели и осуществлению усилий, необходимых для ее выполнения. Волевой элемент напрямую связан с прагматическими и психоэмоциональными компонентами.
Общественное мнение немалой степени обуславливается и предопределяется тем, как общественность расценивает поступившую информацию. Единственным методом определения степени ее влияния остается изучение общественного мнения.
Деятельность специалистов по связям с общественностью доказывает высокую степень влияния общественного мнения на восприятие индивида и группы индивидов, которая достигается применением и сочетанием компонентов восприятия.
Наиболее эффективным считается эмоциональный компонент, который особенно часто употребляется для формирования необходимого общественного мнения.