Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Социальные коммуникации

Социальные коммуникации

Социальные коммуникации представляют собой обилие многообразных социальных контактов сопровождающих человека на протяжении всей его жизни. К ним, прежде всего, следует относить общение, отношения на межличностном уровне, а также межличностные взаимодействия внутригруппового (отношения людей профессионально-производственного порядка) и межгруппового порядка (отношения людей на межнациональном и межкультурном уровне).

В состав социальных коммуникаций включены межличностные отношения и взаимодействия всех уровней и видов, от переживаний интимно-личностного характера при передаче впечатлений, происходящие в процессе непосредственного общения до обмена эмоционального, когнитивного и поведенческого уровня.

Процесс по передаче многообразных информационных потоков, содержащих в себе разнородные массивы данных, предназначенных для географически глобальных аудиторий, когда обязательным является использование в качестве посреднического звена технических средств, относящихся к сфере массмедиа, отличается от процесса, происходящего в социальных коммуникациях. В социальных коммуникациях отсутствует посредник – ни как техническое устройство, ни как физическое лицо. Здесь присутствуют значительно более ограниченные по масштабу взаимодействия социальной обусловленности. Контакты в социальной коммуникации отличает непосредственность, и их осуществление происходит на субъектно-объектном межличностном уровне.

Следует отличать процессы, протекающие в социальных коммуникациях от межличностных коммуникационных процессов, так как последние являются процессом возможно намеренного обмена сообщениями, а возможно и случайного, который происходит между двумя (или несколькими партнерами), а в процессах социальных коммуникаций взаимодействует небольшое число коммуникантов, имеющих возможность касаться друг друга, видеть и слышать при легком осуществлении обратной связи.

Социальная коммуникация является по своей сути инструментом социализации индивидов. В основе социальной коммуникации лежит способность ставить себя на место других для того, чтобы предвидеть их ролевое поведение, в связи с чем, ориентировать свое собственное соответствующим образом. Если рассматривать мотивации социальных действий, в основе которых лежат мотивы, как внутренние субъектно-личностные побуждения к совершению поступков, подталкивающих людей к действиям, то индивидуальные цели проявляются в ориентации на других, в их возможной ответной реакции. Положение людей в системе социальных связей таково, что в ходе удовлетворения своих потребностей, интересов, достижения поставленных целей, решения возникающих задач, в процессе жизнедеятельности они вынуждены вступать в зависимость друг от друга. Социальная связь образуется путем возникновения зависимости, реализованной через социальное действие, которое осознанно осуществляется как действие, ориентированное на других людей, когда они невольно ожидают ответных действия партнеров.

«Социальные коммуникации» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Задачи социальной коммуникации

К задачам социальной коммуникации относятся:

  1. Объединение людей в социальные группы и общности, а общности в целостную, единую общественную систему.
  2. Внутреннее разделение общества на составляющие группы, общности, социальные организации и институты.
  3. Обособление и отделение в процессе взаимодействия и общения общностей, различных групп в целях глубокого осознания ими своей специфики и более эффективного выполнения присущих им функций.
  4. Создание соответствующих предпосылок, а также основных компонентов подготовки, принятия и осуществления управленческих решений.

Виды социальных коммуникаций

Социальные коммуникации различаются по следующим признакам:

  • по типу аудитории;
  • по источнику сообщения;
  • по каналу передачи;
  • по своему содержанию.

По типу аудитории коммуникации бывают:

  • межличностные (индивидуализированные);
  • специализированные (групповые);
  • массовые.

По источнику сообщения коммуникации бывают:

  • официальные (формальные);
  • неформальные.

По каналу передачи коммуникации бывают:

  • вербальные;
  • невербальные.

По своему содержанию коммуникации бывают:

  • разрушающие;
  • нейтральные;
  • поддерживающие.

Разрушающие коммуникации деструктивно влияют на процесс коммуникации и его участников. Существуют два вида разрушающих коммуникаций – манипулятивные и агрессивные.

Манипулятивная коммуникации предусматривает отношение к партнерам как к средствам в достижении внешних для них целей. В достижении односторонних выигрышей, в качестве одного из видов психологического воздействия используется макиавеллизм. Манипулирование представляет собой основное зло третьего тысячелетия, поскольку оно направлено на расщепление личностей адресатов, их невротизацию, повышает их «роботообразность», податливость в отношении внешнего влияния.

Нейтральные коммуникации не предусматривают агрессивных выпадов в сторону партнеров, но и не способствуют удовлетворению основных социогенных потребностей людей (таких как, потребность в признании). Нейтральные коммуникации способствуют осуществлению компромиссов, достижению договоренностей в спорных вопросах, когда собеседникам удается воздерживаться от назиданий и поучений в отношении друг друга, избежать категоричности в суждениях, при этом отказаться от купирования реализации социогенных потребностей.

Поддерживающие коммуникации не только не ущемляют основных психологических прав и свобод участников, но и могут способствовать обогащению их внутреннего мира. В отличие от нейтральных коммуникаций, поддерживающие коммуникации способствуют удовлетворению потребностей людей в общении, содействуют пониманию, сочувствию и сопереживанию.

Поддерживающие коммуникации способствуют укреплению психического здоровья участвующих в них людей, их цельности и уравновешенности.

Перспективы развития социальной коммуникации

Глобальная политическая ситуация двадцать первого века определяет несколько направлений в развитии социальной коммуникации. На развитие ситуации в этой сфере оказывают влияние две конкурирующие в экономическом, политическом и культурном развитии тенденции – глобализма и национализма. Целью глобалистской тенденции является построение открытого информационного общества, стирание национальных обособленностей и утверждения общечеловеческих ценностей (в их весьма специфических представлениях – продвижении интересов правящих группировок и фактическому уничтожению прав и свобод населения, и самого права на существование). Целью же националистической тенденции заключается в сохранении национального суверенитета, в защите национальной культуры. В условиях, когда с большой долей вероятности возможно столкновение цивилизаций, существует угроза, которая может привести к распаду глобального информационного пространства, за которым может последовать и распад мира на макрорегионы, распад глобальной логистики, много лет налаживаемой правящими группировками, столь привычной и удобной для «хозяев мировых денег».

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата написания статьи: 04.09.2022
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot