Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Речевая коммуникация

Речевая коммуникация

Речевая коммуникация – представляет собой взаимодействие людей в процессе общения, которое в широком смысле слова следует понимать не только в качестве разговора или беседы, но и как всякое взаимодействие, целью которого является обмен информацией, например, в виде чтения или письма. Осуществляемое в процессе речевой деятельности людей общение происходит с помощью как вербальных (то есть словесных), так и невербальных средств. В состав четырех аспектов вербальной речевой деятельности входят следующие аспекты: слушание, говорение, чтение и письмо.

Комммуникативная компетентность представляет собой интегрированное умение в зависимости от конкретной ситуации эффективно использовать приемлемый для делового общения способ. Высокая компетентность в области коммуникации предполагает, что человек обладает комплексом умений и навыков, таких как, умение производить благоприятное первое впечатление, проявлять инициативу и вступать в контакт, вести беседы, при этом излагать свои мысли собеседнику точно и кратко.

Помимо того, для успешного общения необходимо:

  • умело задавать собеседнику вопросы и самому отвечать на заданные вопросы;
  • сглаживать возникающее в ходе беседы или дискуссии эмоциональное напряжение;
  • использовать эффективные модели общения, при осуществлении взаимодействие с собеседниками;
  • проявлять внимание к собеседнику, пытаться услышать и правильно понять сказанное им, определить, что он имел в виду;
  • грамотно и быстро считывать и правильно интерпретировать посланные собеседником невербальные сигналы (позы, жесты, мимику, взгляд);
  • управлять в процессе общения с собеседником собственными посылаемыми ему экспрессивными сигналами;
  • разбираться в специфике используемых коммуникативных средств и речевых жанров.

Не следует забывать и о необходимости налаживать обратную связь в процессе взаимодействия, тем самым сообщая партнеру, что он был услышан и понят.

Основные категории речевой коммуникации

Основные категории речевой коммуникации:

  • речевая ситуация;
  • речевой акт;
  • речевое общение;
  • речевая коммуникация;
  • речевая деятельность.
«Речевая коммуникация» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Речевая ситуация – представляет собой обстановку, в которой может осуществляться речевое взаимодействие между коммуникантами, то, что может помочь пониманию высказывания. Речевые высказывания делаются в определенное время и в определенном месте при определенном наборе участников. Речевые ситуации позволяют правильно истолковывать высказывания, уточняют их целевые функции, а также выявить каковы причинные связи одних высказываний с какими-либо другими событиями.

Речевой акт является целенаправленным речевым действием, которое может совершать в соответствии с принципами и правилами, предусмотренными речевым поведением, которые приняты в данном обществе.

К основным чертам речевого акта относятся:

  • намеренность;
  • целеустремленность;
  • конвенциональность.

Речевое общение является мотивированным живым процессом взаимодействия между участниками коммуникации, направленным на достижение вполне определенной жизненно важной целевой установки.

Речевая коммуникация, как известно, имеет две формы – устную и письменную.

Каждая форма характеризуются рядом признаков, с помощью которых можно определить тот или иной тип речевой коммуникации.

К ним относятся:

  1. Условия, в которых происходит общение:

    • прямое общение при условии активной обратной связи (в форме диалога) и при условии пассивной обратной связи;
    • опосредованное общение (выступление на радио).
  2. Численность участников:

    • монолог;
    • диалог;
    • полилог (речи, произносимые несколькими людьми).
  3. Что является целью общения:

    • информирование;
    • убеждение (включает побуждения, объяснения);
    • развлечение.
  4. Характер конкретной ситуации:

    • деловое общение (в форме доклада, лекции, дискуссии);
    • бытовое общение (разговоры с родными и близкими людьми).

Речевая деятельность является процессом активного взаимодействия людей, опосредованного языком, обусловленного конкретной ситуацией. Самоценность речевой деятельности как таковой может иметь место в том случае, если побуждающий мотив, находящийся в ее основе, может быть удовлетворен только речевым способом.

Функции речевой коммуникации

В жизни современного общества очевидна необходимость владения приемами эффективного общения всем, кто вращается в деловых кругах, использования как вербальной, так и невербальной коммуникации. От наличия таких навыков и умений во взаимодействии с другими людьми зависят и профессиональное лицо специалиста, и конструктивность в случае принятия решений и карьерное продвижение.

Успешность в деловом взаимодействии определяется уровнем культуры речи говорящего человека, которая представляет собой визитную карточку в деловом и профессиональном общении. Успех в деятельности организации во многом зависит от того, как искусство речевой коммуникации проявлено в ситуации делового взаимодействия, от того, насколько соблюден речевой этикет, как в устной, так и в письменной речи, насколько правильно проводились деловые беседы, переговоры, велись дискуссии.

Функции речевой коммуникации:

  • интерактивная;
  • информационная;
  • регулятивная;
  • функция взаимопонимания;
  • экспрессивная.

В жизни современного общества очевидна необходимость владения приемами эффективного общения всем, кто вращается в деловых кругах, использования как вербальной, так и невербальной коммуникации. От наличия таких навыков и умений во взаимодействии с другими людьми зависят и профессиональное лицо специалиста, и конструктивность в случае принятия решений и карьерное продвижение.

Успешность в деловом взаимодействии определяется уровнем культуры речи говорящего человека. Успех в деятельности организации во многом зависит от того, насколько соблюден речевой этикет, насколько правильно проводились деловые беседы, переговоры, велись дискуссии.

Речевая коммуникация позволяет многим осваивать искусство общения, ведения результативных деловых переговоров, умело выстраивать собственную линию поведения, располагая к себе участников коммуникации, в качестве интересного, привлекательного собеседника, способного быть не только обаятельным, но и убедительным в общении. Грамотная речь, хорошие, а порой и изысканные манеры, умение уверенно держаться на публике, глубокое знание предмета обсуждения, высокий профессионализм, смелость и непредвзятость в высказываемых суждениях могут преодолевать многие препятствия на пути к выстраиванию отношений на основе доверия и взаимного расположения сторон.

Интересный собеседник, обладающий обширными знаниями, легко и свободно оперирующий интересно подаваемой информацией имеет намного больше шансов для благопритятного исхода переговоров. В атмосфере доброжелательности, непринужденности гораздо легче добиться от собеседников взаимного интереса, основанного на уважении каждой из присутствующих личностей. Неординарно начатый и выстроенный разговор может привести к блестящим результатам. Умело располагая к себе доверительной манерой разговора, создавая положительный настрой в ходе взаимодействия сторон коммуникационного процесса можно добиваться высоких переговорных результатов.

Дата написания статьи: 01.09.2022
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot