Предмет, методы и функции теории коммуникации
Предмет теории коммуникации – информация, комплекс понятий, описывающих теоретические основы коммуникации, их место в системе научного знания, значение, проблемы и возможности развития.
Теория коммуникации – мультипарадигмальная и междисциплинарная наука, сложившаяся в первой половине двадцатого века в комплекс научных дисциплин, занимающихся изучением коммуникации и получившая в последние десятилетия интенсивное развитие, движущаяся к созданию науки о коммуникациях, как новой синтетической области научного знания на основе комплексного подхода.
Отличительной чертой современной теории коммуникации является представление о том, что не может быть дано однозначного определения коммуникации. Основываясь на конструктивном метадискурсивном подходе, принимая во внимание достижения в различных научных областях, в результате обобщения теория коммуникации достигает получения новых синтетических знаний.
Предмет теории коммуникации
Являясь синтезом знаний, базирующихся на коммуникативной основе, теория коммуникации включает в себя информацию научно-технического, естественнонаучного и социально-гуманитарного содержания в качестве предмета имеет общее, объединяющее технические, природные и социальные системы коммуникационных связей.
Психологические, семиотические (и сопряженные с ними) и социальные в самом широком их понимании процессы, отношения и явления, которые возникают в процессе обмена смыслами, информацией, то есть в результате общения между общностями и отдельными людьми, реализуемыми в процессе совместного воспроизведения, создания и преобразования с использованием знаковых средств социальных реальностей являются предметом теории коммуникации.
Современная коммуникативистика отличается предметным и методологическим плюрализмом, который находит свое проявление в том, как на теоретическом уровне выглядит построение знания о процессах коммуникации и как структурирована предметная область теории коммуникации. Изучение плюралистической концепции предметной области, анализ различных подходов к решению вопроса обнаруживает тот факт, что каждый автор учебника предлагает читателям свои критерии, и подходы к классификации, а значит и свою, отличную от других версий структуру теоретических основ.
Особенность становления рассматриваемой дисциплины состоит в том, что имеющая предметом изучения коммуникацию, она в продолжение многих веков не ставила перед собой задачи проведения специальных научных исследований, в результате которых могла оформиться теория коммуникации, а изучала ее лишь в пределах отдельных научных дисциплин.
Методы теории коммуникации
Для более подробного ознакомления с теорией коммуникации необходимо рассмотреть используемые в ней методы.
Наиболее часто в исследованиях коммуникационных процессов используются следующие общенаучные методы:
- метод моделирования;
- метод системного подхода;
- метод сравнения.
Метод моделирования предполагает, что объект, то есть оригинал, будет изучаться через создание и исследование его модели (копии), которая может с определенных сторон, интересующих исследователей, замещать оригинал. В ходе проведения исследований коммуникативных процессов такой метод используется весьма широко. Большая часть коммуникативных моделей была разработана в двадцатом веке, а одна из первых моделей коммуникаций по схеме – «оратор – речь – публика» была предложена еще Аристотелем.
Метод системного подхода в научных изысканиях настоящего периода занимает ведущее место. Исследование сложных самоорганизующихся систем является наиболее эффективной сферой его применения. Коммуникация во всех ее формах и проявлениях относится к этому классу объектов. Системный подход предусматривает рассмотрение объекта как некоторого множества элементов, связь между которыми определяет целостные интегральные свойства этого множества.
Рассмотрение коммуникативного акта с позиций системного подхода может раскрыть многообразие связей и отношений внутри этого акта, а также то, на сколько, он связан с внешней средой, поможет узнать, какое влияние эта среда оказывает на цели, характер и стратегию коммуникаций. Установлению уровневой иерархии коммуникативных систем, выявлению социокультурной дифференциации и вариативности коммуникативных средств, способствует системный характер коммуникации.
Метод сравнения является познавательной операцией, основанием которой являются суждения о том, на сколько, объекты схожи или различны между собой. Выявление количественных и качественных характеристик происходит с помощью сравнения. Наличие общего основания для сравнения изучаемых объектов является главным условием, обеспечивающим использование этого метода.
Необходимо отметить, что методология теории коммуникации не сводится к одному, хотя бы даже и очень эффективному методу. Не следует рассматривать методологию в качестве простой суммы отдельных методов, их механического единства, поскольку она является сложной, целостной системой, включающей в себя приемы, способы, структуры, содержания, направленностей.
Функции теории коммуникации
В связи с тем обстоятельством, что содержание теории коммуникации проявляется через ее функции, следует дать краткую характеристику этим функциям.
Наиболее важные функции теории коммуникации:
- познавательная;
- методологическая;
- прогностическая;
- практическая.
Познавательная функция, включает в себя накопление в процессе проведения исследовательских работ необходимых материалов и их систематизацию в результате выполнения предполагаемого описания изучаемого явления (объекта).
Методологическая функция теории коммуникации состоит в разработке эффективного способа, с помощью которого можно осуществлять научное познание коммуникативной реальности, чтобы разработать эффективный способ научного познания коммуникативной реальности, выработать исходные принципы познания, которые можно распространять на весь комплекс коммуникативных исследований в сфере наук коммуникативного цикла.
Прогностическая функция относится к числу наиболее важных функций теории коммуникации. Эта функция отвечает за возможность определения перспектив в развитии социальной коммуникации, моделирование процессов, протекающих в обществе, целью которых является определение их вероятных последствий и возможных результатов.
Практическая функция теории коммуникации отвечает за решение таких важных проблем, как учет объективных и субъективных факторов процесса коммуникации, таких важных проблем, как оптимизация коммуникационного процесса, а также выработка рекомендаций и предложений для того, чтобы были достигнуты стратегии эффективной коммуникации.