Сущность, цель и задачи PR-кампании
Специалисты по связям с общественностью планируют продолжительные проекты, цель которых – максимальный охват целевой аудитории для формирования положительного имиджа организации, а также устойчивой обратной связи.
Комплекс данных проектов, объединенных в единый объект, называется кампанией по связям с общественностью.
Кампания по связям с общественностью представляет собой комплекс коммуникационных, мотивационных, социальных, информационных, управленческих проектов, оказывающих влияние на общественное мнение в целях формирования и поддержания положительного имиджа предприятия.
Ключевая цель кампании по связям с общественностью следует из ее терминологии – это формирование общественного мнения об организации с положительного или нейтрального характера.
Помимо этого кампания по связям с общественностью направлена на выполнение следующих задач:
- создание положительного образа товара у покупателя – позиционирование;
- создание максимального благоприятного имиджа предприятия в сознании потенциальных потребителей;
- формирование отрицательного имиджа с использованием антирекламы, если спрос потребителей превышает предложение производителя;
- отделение от конкурентов – формирование и занятие собственной производственной ниши, носящее явный и демонстративный характер;
- использование контррекламы – возвращение потерянного доверия потребителей к продукту или услуге.
Этапы проведения PR-кампании
Проведение кампании в рамках деятельности по связям с общественностью проходят в несколько этапов, в их числе:
- анализ текущей ситуации, сбор информации;
- выявление проблем;
- концентрация на конкретной целевой аудитории;
- выявление конкурентов и партнеров;
- обозначение цели и задач кампании;
- формирование и внедрение стратегии;
- составление календарного плана и управленческого графика кампании.
Анализ текущей ситуации позволяет оценить предприятие. Кроме этого на данном этапе анализируется внешняя среда предприятия, ее особенности. Специалисты по связям с общественностью изучают информацию, представленную в открытых источниках, и проводят скрытые исследования на доступных виртуальных площадках.
Концентрация внимания на первом этапе анализа и сбора позволяет специалистам выявить и обозначить ключевые проблемы предприятия, выявить конкурентов и партнеров.
Изучение целевой аудитории направлено на достижение максимальной эффективности в рамках PR-кампании. Наиболее распространена ситуация, когда целевая аудитория выбрана ошибочно, что приводит к отрицательному эффекту от проведения кампании.
Графическое представление каждого этапа кампании помогает специалисту по связям с общественностью управлять процессом на любом этапе взаимодействия, а также оценить результат после завершения кампании.
Практическое применение PR-кампаний
В настоящее время проведение кампаний по связям с общественностью приобрело значительную популярность в различных областях и сферах деятельности:
- сфера бизнеса и предпринимательства;
- деятельность, связанная с политикой;
- социально – культурная деятельность;
- деятельность по организации спорта и молодежного туризма.
Предприниматели одними из первых оценили эффективность применения кампаний по связям с общественностью, внедряя и распространяя свои продукты и услуги. На начальном этапе кампания по связям с общественностью позволяет выявить конкурентов и целевую аудиторию, а затем – использовать полученную информацию для создания благоприятного имиджа предприятия и руководителя.
Ярким примером использования PR-кампании в политической деятельности служит подготовка к избирательному процессу, а именно концентрация на предвыборной гонке кандидатов. В качестве основных инструментов применяются как традиционные (листовки, обращение по ТВ), так и запрещенные (очернение конкурентов, информационные вбросы, сенсации) методы политической борьбы.
Кампании по связям с общественностью широко применяются в социально-культурной деятельности, в рамках которой исключается коммерческая выгода. Наиболее ярким примером такого использования служит деятельность благотворительных фондов, широко представленных в СМИ. В рамках реализации молодежной политики наиболее распространена пропаганда здорового образа жизни, правильного питания, отказа от вредных привычек. В качестве инструментов используются информационное воздействие через виртуальные источники и социальную рекламу.