Модели передачи сообщений в коммуникации
Модели передачи сообщений в коммуникации – это информационные модели различных видов, обладающие индивидуальными характеристиками, используемые в процессе коммуникации. Модели, представляющие собой аналоги реальных объектов, имеют сходные с оригиналом черты, обладают сходными свойствами и структурными особенностями и создаются с целью определения воспроизводимого в них сходства. Эти модели часто отличаются сложной, многоуровневой структурой, каждая из которых предполагает использование сочетания различных средств и приемов, которые используются в каждом конкретном случае. Передача сообщений предполагает их восприятие, представляющее собой заключительный этап процесса коммуникационного воздействия, когда в результате интерпретации происходит осмысление полученного материала.
Модель коммуникации является абстрактным, речевым или графическим изображением коммуникативных процессов, которое выражает наличие взаимосвязей, возникающих между коммуникаторами (адресантами), каналами коммуникации средствами коммуникации и коммуникантами (адресатами). Модель коммуникации в самом общем виде является цепочкой из трех звеньев, где первым звеном является источник сообщения, вторым – коммуникационный канал и третьим – получатель сообщения.
Виды информационных моделей:
- вербальные;
- графические;
- математические модели.
Вербальная модель является словесным описанием на естественных языках. В качестве примеров таких моделей привести такие модели, которые описывают объекты и процессы, алгоритмы действий, тексты, произведения художественной литературы, информацию, содержащуюся в учебниках.
Графическая модель является наглядным способом, который представляет объекты и процессы как двухмерные графические изображения (например, такие как, графики, чертежи) где в форме списка представлены объекты или свойства объектов с размещением их значений в ячейках прямоугольной таблицы (в таблицах такого типа как двоичные матрицы, «объект-объект» или «объект-свойство»).
Математические модели используют для описания объектов язык математики.
Теория коммуникации предусмотрен ряд коммуникационных моделей, обладающих существенными признаками, способными оказывать влияние на специфику протекания процессов коммуникации.
Модели коммуникации
Все модели коммуникации подразделяются на:
- линейные;
- нелинейные.
Линейные модели отличаются тем, что имеют характеристики коммуникации, позволяющие отнести ее к техническому трансляционному действию, которое направлено от источника к получателю.
Нелинейные модели отличаются тем, что имеют характеристики коммуникации как взаимодействия (интеракции) субъектов, в процессе которого меняются ролями участники общения (адресанты и адресаты) с учетом психологических и социокультурных факторов общения.
Линейные модели
В современных коммуникативных теориях сложные модели коммуникации в основном базируются на линейной модели К. Шеннона, который описал технический процесс передачи сигнала телефонной связи.
В качестве примеров линейных моделей коммуникации можно привести следующие модели:
- модель Г. Лассуэлла;
- математическая линейная модель Шеннона-Уивера;
- семиотическая функциональная модель Р. Якобсона.
Модель Г. Лассуэлла (или формула Лассуэлла или модель 5W – What? Who? …) отличается обобщающим характером и включает в свою структуру все факторы, которые могут иметь влияние на процесс коммуникации. В этой модели коммуникация фактически является убеждением, поскольку коммуникатор старается оказать влияние на реципиента. Каждый элемент формулы является самостоятельной областью анализа процесса коммуникации, когда вопрос «Кто говорит?» связан с процессом изучения коммуникатора, или вопрос «Что говорит?» имеет отношение к контент-анализу сообщений.
Тоже наблюдается в отношении таких вопросов, как «По какому каналу?» (относится к изучению средства массовой коммуникации), «Кому?» (относится к исследованию аудитории) и наконец, «С каким результатом?» (задаваемый вопрос направлен на измерение эффективности коммуникации).
Рисунок 1. Модель Г. Лассуэлла. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Модель К. Шеннона представляет собой коммуникацию, описываемую как односторонний линейный процесс, который включает в себя пять компонентов, которые расположены в линейной последовательности (источник – отправитель – сигнал – получатель – цель). Шенноном также введено в звено «сигнал – получатель» понятие шума, который приводит к потере информации.
Модель, предложенная Р. Якобсоном, является наиболее известной сегодня моделью коммуникации. В ней отдельный коммуникативный акт выделен как структурная единица процесса коммуникации. Эта модель соединяет в себе соотносимые с функциями языка шесть значимых функций.
Рисунок 2. Модель коммуникации. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
С помощью модели Якобсона в лингвистике проводят анализ функций языка, его отдельно функционирующих единиц, а также производства текста и речи. В ней учитывается и сам язык, и пользователь языка. Для описания общественных коммуникативных процессов социология коммуникации, теория коммуникации и современная социолингвистика также заимствовали эту модель.
Нелинейные модели
В качестве нелинейных моделей коммуникации можно также рассматривать психологические, социологические модели, а также модели массовой коммуникации. В отличие от линейных моделей, которые благодаря своей упрощенности способствуют облегчению понимания последовательности происходящих событий, нелинейные модели способствуют фиксации социокультурных и психологических факторов общения. Коммуникация является сложными многоуровневыми и далеко не всегда последовательными действиями субъектов, которые обмениваются информацией.
Примером может служить получившая большое распространение разработанная Т. Ньюкомбом модель под названием нелинейная социально-психологическая или интеракциональная модель коммуникации.
Эта модель учитывает то, какие отношения складываются в процессе общения между участниками и то, как они относятся к объекту разговора (Х). В этом случае рассматривается ситуация, когда коммуникативное взаимодействие предполагает вступление в коммуникацию двух социальных субъектов типа (А и В) причиной чему является некий внешний в отношении этих субъектов объект Х. В том случае, если участники настроены положительно в отношении друг друга наиболее вероятно взаимное стремление к совпадению их мнений в отношении к Х. В противном случае, их отношение к Х, совпадать не будет.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что при оценке обсуждаемого объекта при возникновении коммуникации заметно стремление коммуникантов к выстраиванию симметричных отношений. В модели Ньюкомба заметно влияние на характер и, безусловно, на результат коммуникативного взаимодействия отношений, возникших между субъектами и объектом.
К объемным (нелинейным моделям) относятся такие модели, как:
- диалоговые культурологические;
- герменевтические;
- дискурсивные;
- когнитивные (используются в художественном творчестве и массовых коммуникациях).
Объединяет все эти концепции главное: определение коммуникации с позиции процесса понимания смысла, рождающегося в процессе взаимодействия субъектов посредством текстов.