Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Коммуникация как социальное действие

Коммуникация как социальное действие

Коммуникация как социальное действие проявляется в общении, в привычках и обычаях, укоренившихся по определенным причинам, способствует единству и преемственности в человеческой деятельности. Взаимодействие людей, общение, совместное решение общих проблем, осуществление совместной хозяйственной деятельности, продолжение рода, проявляется как социальное действие, направленное на устройство нормальной жизни.

Социальное действие – ориентирующееся в своем протекании на поведение других людей действие, соотносимое со своими подразумеваемыми действующими смыслами. Это действие может включать претерпевание или отказ от действия и может быть направлено как на пошедшее, настоящее, так и на возможное в будущем, ожидаемое поведение других людей. Под другими людьми следует понимать отдельных и знакомых людей, а также неопределенно многих, причем, совершенно незнакомых людей.

Типы социального действия

Типы социального действия:

  • привычка;
  • обычай.

Фактические регулярности имеют место в сфере социального действия, то есть это постоянно повторяемые одни и те же действия с одними и теми же типичными подразумеваемыми смыслами у одних и тех же действующих или (возможно одновременно) распространение их среди многих действующих. Социология занимается изучением типов протекания действий, чем она отличается от исторической науки, которая объясняет важность, которую имеют единичные судьбоносные связи. Фактическое существование вероятности регулярного воспроизведения установок социальных действий следует отнести к привычкам в том случае, когда возможность их существования в определенных кругах обеспечивает сам факт повторения. Привычки могут считаться обычаями в тех случаях, когда фактическое повторение имеет в своей основе длительное укоренение.

К привычкам следует относить, например, моду. В качестве противоположности укоренившимся в сознании людей обычаям ориентация действий на моду только потому и называется привычкой, потому что здесь источником является (именно вопреки обычаям) новизна в соответствующем поведении.

«Коммуникация как социальное действие» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

К обычаям следует относить не имеющие внешних гарантий правила, которым добровольно, абсолютно без размышлений, ради удобства, либо по каким-нибудь другим причинам, согласен подчиняться действующий и вероятное соблюдение которых он может ожидать от других, принадлежащих к этой же группе сообразуясь с теми же причинами. В юридическом смысле обычаи не могут быть чем-то обязывающими, никто не вправе требовать того, чтобы их обязательно придерживались.

Многие из бросающихся в глаза регулярностей в протекании социальных действий, в особенности хозяйственных, происходят далеко не в зависимости от ориентации на какую-нибудь норму, которая считается обязательной или от обычаев, но могут быть объяснены только тем, что организованные таким образом действия в среднем гораздо лучше отвечают нормальным, оцененным субъективно интересам участников, ориентирующих действия на существующие у них самих субъективные представления.

Примером может служить существующая на свободном рынке регулярность в ценообразовании. Участники рынка ориентируются в своем поведении на свои типичные деловые предпочтения, опираются на собственные субъективные хозяйственные интересы, которые являются для них целями и на такие же типичные ожидания, которые они имеют в отношении поведения других, воспринимая это как условия для достижения целей. Чем строже и рациональней их цели, тем единообразней их реакция на возникающие ситуации. В результате чего в установках и действиях возникают такие характеристики, как регулярность, однородность, и преемственность, оказывающиеся гораздо более стабильными, чем в тех случаях, когда действия ориентировались на соблюдение норм и правил, которые были бы обязательными для исполнения определенными группами лиц. В случае ориентации на чистый, чей бы то ни было или собственный интерес результатом может быть то, к чему зачастую безуспешно стремятся и чего пытаются достигнуть при помощи нормирования.

Такой результат вызывает большой интерес и привлекает внимание исследователей, особенно если он касается экономической сферы, становится одним из источников появления национальной экономики как науки. Однако такой результат может иметь не менее важное последствие и для других сфер деятельности. Подобная ориентация, обладая внутренней свободой рациональной ясностью, представляет собой полную противоположность не только бездумному следованию общепринятым обычаям, но и преданности нормам, которые сознательно приняты как абсолютные ценности. Среди важнейших компонентов в рационализации действий можно отметить смену установок, в виде переходов от внутренних укорененностей в старых обычаях к совершенно сознательному освоению ситуаций в рамках собственных интересов.

Стабильность просто обычаев можно объяснить тем, что те, кто отказываются ориентироваться на обычаи, должны быть готовы к возникновению больших и малых проблем, в то время как большая часть среды, к которой они принадлежат, считается с обычаями и ориентируется на них.

Стабильность же интересов может быть объяснена тем, что не обращающие внимание в своих действиях на интересы других, то есть фактически отказывающиеся считаться с ними, провоцируют этим других на оказание сопротивления и достигают непредвиденных и нежелательных для них результатов, рискуя таким образом нанести ущерб самим себе и своим интересам.

Типы ориентации социального действия

Как и любое действие, социальное действие может быть ориентировано:

  • целерационально, то есть в расчете на определенное поведение других людей и предметов внешнего мира, которые тем самым используются действующими индивидами как «условия» или «средства» для достижения своих собственных весьма взвешенных и рационально поставленных целей;
  • ценностно-рационально благодаря использованию сознательной веры в безусловность этической, эстетической, толкуемой самоценности определенного способа поведения как такового вне зависимости от его результата;
  • аффективно, в том числе эмоционально, то есть как воздействие эмоциональных состояний и непосредственных аффектов;
  • традиционно, то есть использовать силу укоренившихся привычек.

Одно их ведущих мест в социальных процессах занимает коммуникация, являясь необходимым элементом во взаимодействии людей. Не случайно общество является предметом изучения в социологии, поскольку его развитие основано на информационно-коммуникационных связях по причине того, что общество выступает в качестве единого социального организма, органического единства разнообразных сторон общественной жизни.

На первом месте стоит изучение потребностей и интересов людей, трудовые отношения, отношение людей к самим себе и положение в трудовых коллективах, семьях. Коммуникация находятся в центре проблем, изучаемых социологией. Социологи исследуют коммуникацию, как некий процесс, способствующий формированию индивидуальных и групповых установок в поведении людей.

Являясь предметом социологии, социальная коммуникация в качестве специальной части социологии занимается изучением особенностей в общении социальных групп, общественного мнения в целом, причин и механизма, способствующих формированию мыслительных стереотипов. Ряд исследователей разграничивают социологию коммуникации и социокоммуникацию, очевидно считая, что социология коммуникации делает акцент на социальной стороне коммуникации, изучая ее с помощью социологических исследований.

Дата написания статьи: 22.08.2022
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot