Коммуникационный план (программа)
Коммуникационный план (программа) - это структурированный и аргументированный сценарий, разработанный в рамках связей с общественностью.
Такой план создается с привлечением сторонних специалистов или агентств по связям с общественностью с целью увеличения клиентского потока у заказчика. Заказчик оплачивает услуги привлеченных специалистов в рамках проекта или системы взаимосвязанных проектов. Проекты считаются исполненными в том случае, если сформулированная цель коммуникационного плана достигнута - целевая аудитория увеличена.
К разработке коммуникационного плана могут привлекаться и сотрудники организации - отдел по связям с общественностью. В этом случае все мероприятия, утвержденные в коммуникационной программе, финансируются из средств организации.
Коммуникационная программа обозначает задачи, цель и концепцию в рамках деятельности по связям с общественностью.
Составление коммуникационного плана (программы) — кропотливая и сложная работа. Наибольшее затруднение в данном процессе вызывает сочетание творческого профессионального подхода и скрупулезного мониторинга ситуации. Коммуникационный план можно считать успешным, если его цели и задачи сформулированы четко, кратко, доступно для всех сотрудников, а также не противоречат правовым нормам, деятельности предприятия. Основное внимание в коммуникационной программе должно быть направлено на привлечение клиента и удовлетворение его потребностей. Коммуникационный план может быть создан только при соблюдении некоторых условий и наличия ключевой информации, достаточной для выполнения цели и задач специалиста по связям с общественностью.
Порядок создания эффективного коммуникационного плана
Формирование эффективного коммуникационного плана происходит следующим образом:
- изложение ситуации заказчиком;
- выстраивание цели и задач PR-деятельности предприятия или руководителя;
- формирование PR-концепции, исходя из ключевой цели и потенциала заказчика;
- изучение доступных целевых аудиторий;
- изложение целесообразных действий по организации PR-мероприятий;
- формирование PR-стратегии как способов воздействия на целевую аудиторию в вариативных условиях коммуникации рамках сопротивления враждебной конкурентной среде;
- назначение ответственных исполнителей за эффективное управление PR-кампанией;
- составление четкого плана-графика с указанием координационных мероприятий и мер контроля за выполнением PR-сценария;
- назначение PR-специалистов, задействованных в PR-кампании, ответственных за исполнение коммуникационного плана;
- обозначение параметров оценки результатов и способов их измерения;
- формирование статьи расходов бюджета в рамках реализации коммуникационной программы;
- согласование окончательного варианта коммуникационной программы с заказчиком или руководителем перед ее внедрением.
Коммуникационный план функционирует как вектор деятельности в рамках реализации PR-активности предприятия. Разработка коммуникационного плана позволяет оценить сильные и слабые стороны организации, а также ее место во враждебной конкурентной среде. Своевременный анализ ключевых показателей и формирование адекватных целей направлены на достижение желаемых результатов. В случае выполнения вышеуказанных условий, специалист по PR формирует коммуникационную программу, придерживаясь следующей ее структуры.
Структура коммуникационного плана (программы)
Структура коммуникационного плана состоит из следующих компонентов:
- вводная часть;
- оглавление;
- блок информации о текущей ситуации;
- постановка проблемы;
- определение цели и задач;
- выявление целевой аудитории;
- изложение тактики и стратегии по расширению целевой аудитории;
- внедрение коммуникационных инструментов и методов;
- выявление конкурентов и мер борьбы с ними;
- делегирование полномочий ответственным лицам;
- распределение бюджета;
- итоги и приложения.
Коммуникационный план начинается с титульного листа. Во вводной части кратко резюмируются основные тезисы, и отмечается актуальность коммуникационного плана в рамках деятельности конкретного предприятия.
Информационный блок отражает причины обращения к PR-сценариям, резюмирует актуальные проблемы, содержит информацию об организации в тезисном виде, взятую из различных источников (СМИ, печатных изданиях, виртуальных источниках).
Резюмируя вышесказанное, PR-специалист определяет ключевую цель коммуникационной программы и ее задачи. Они должны быть сформулированы кратко, четко, исключая двусмысленность и расплывчатость формулировок. Наиболее предпочтительна разбивка по абзацам или пунктам.
Изучение целевой аудитории в рамках составления коммуникационной программы наиболее актуально, поскольку позволяет сформировать эффективную стратегию, внедрить результативные методы воздействия и коммуникационные инструменты. Для указанных целей используется графический метод или метод диаграмм. Выбор инструментов воздействия зависит от особенностей целевой аудитории и предпочтений руководителя предприятия.
Раздел о бюджете содержит статьи расходов в рамках реализации коммуникационного плана.
Итоги и приложения содержат дополнительную информацию, рассматриваемую в коммуникационном плане. Данный раздел может содержать результаты исследований фокус-групп или другую информацию.