Имидж как социально-психологический феномен
Имидж как социально-психологический феномен вызывает интерес в исследовательском сообществе своей тесной связью с такими сферами деятельности как реклама, PR.
Психология имиджа занимается изучением социально-психологических закономерностей формирования, функционирования имиджа людей, организаций, товаров, услуг, территорий. Родоначальники этого направления в науке относятся к имиджу как к социально-психологическому феномену. Они считают необходимым раскрывать закономерности, возникающие при формировании, функционировании и изменении пространства различных видов имиджей, которые сформированы в сознании отдельных людей, а также в массовом сознании, выявлении специфики, которая позволяет «наполнять» эти пространства в жизни тех, кто представляет различные этносы, культуры и отдельные группы.
Основные проблемы в изучении психологии имиджа, представляющую собой самостоятельную область знания состоят в исследовании таких вопросов, как социально-психологическая природа, социальное познание и управление имиджем.
Исследования этого социально-психологического явления доказали тот факт, что он представляет собой механизм, позволяющий регулировать поведение, идентификацию, индивидуальное преломление социальных требований, профессиональную адаптацию и оптимизировать профессиональную социализацию.
Социально-психологический подход к изучению имиджа
Социально-психологический подход позволил добиться наибольших достижений в ходе изучения имиджа, представляющего собой социально-психологический феномен. Данный подход опирается:
- концепцию социального конструктивизма К. Гергена,
- теорию социальных представлений С. Московиси,
- концепцию социальной идентичности А. Тэшфела,
- концепцию самокатегоризации Дж. Тернера,
- теорию когнитивного диссонанса Л. Фестингера.
Труды, написанные с использованием этого подхода, характеризует многоуровневая структура анализа имиджа, его представление как явления сложного и многомерного.
Социально-психологическая концепция имиджа в науке дает обоснование этого образования, воспринимая его в качестве сложной целостной системы, образованной взаимосвязанными компонентами, состав которых определяет наличие в них информации формирующей имидж, особенности, которыми обладает аудитория имиджа науки и объективное состояние науки.
Социально-психологические детерминанты имиджа проявляются на следующих уровнях:
- личность;
- группа;
- общество.
Миссии имиджа
Имидж как многофункциональный психологический феномен имеет важное значение для системы социальных коммуникаций, занимая в ней значимое место, он позволяет создавать в представлении участников социального взаимодействия и социальных партнеров определенное мнение и впечатление о конкретной личности.
Предназначение имиджа проявляется в двух основных миссиях:
- обеспечение самой личности необходимым психологическим самонастроем, должным самовосприятием, определенной установкой к действиям;
- оказание психологического воздействия на другого человека (или группу).
В качестве важного инструмента самонастройки формирование имиджа происходит одновременно с формированием образа Я, что выглядит как работа над собой, ведущая к изменению мнения окружающих в полном соответствии с феноменологией имиджа.
В данном случае речь идет о работе над образом Я, являющейся самовоспитанием и определенным трудом, которые однажды дадут положительные результаты.
Далеко не всегда образ Я может отражать жизненные перспективы и потребности человека в самоактуализации. Это проявляется в появлении психологических комплексов, в неготовности к переменам, отсутствием желания постоянно работать над собой, трудными жизненными ситуациями.
Вторая миссия имиджа, суть которой заключается в оказании психологического воздействия на других людей, призвана задавать определенные сценарии и программы, которые действуют при оказании социально-психологического взаимодействия, в установке на общение, которое должно происходить в определенном ключе, в разрешении или запрете на то, как следует вести себя в общении с нами, а как запрещено, а также в целом во влиянии на желание общаться с нами.
Постоянная, индивидуальная работа над имиджем может порой в корне менять наши представления о самих себе. Это может проявляться во внешнем облике, манере поведения, впечатлении, произведенном на других людей, в их реакции на изменения во внешности и поведении. Порой на первый взгляд малозначительная деталь может повлиять на имидж в целом, придав ему новые черты и значения. Стиль поведения и стиль в одежде слегка претерпевшие изменения могут существенно изменить облик человека в целом, его глубинную сущность, придать ему неповторимые черты, добавляющие обаяния, притягательности.
Для осуществления таких перемен необходимо тщательное изучение своей внешности, индивидуальных данных, их особенностей, своих способностей и пределов возможностей для изменения всей имеющейся на момент перемен имиджевой совокупности, ее одномоментной или постепенной, последовательной трансформации, путем изменения отдельных элементов, составляющих целое, изучения последствий каждого предпринятого на этом пути шага, анализ полученного в результате перемен состояния своего имиджа, его психологические особенности.
Особенности всех произошедших с человеком перемен требуют всестороннего анализа, критического разбора для дальнейшего развития личности, расширения ее возможностей.