Понятие стратегического управления
Стратегическое управление представляет собой деятельность менеджера по управлению человеческим капиталом, производственной деятельностью и ресурсами. Особенность этой деятельности заключается в том, что ориентиром для нее является потребность конкретной группы людей.
Бывает, что происходит таким образом, что потребности меняются очень быстро. Предприятие должно быстро реагировать на происходящие изменения, иметь гибкую структуру. Такой подход формирует конкурентные преимущества предприятия, что позволяет ему в течении длительного времени оставаться на плаву и поддерживать работоспособность. Такая деятельность и называется стратегическим управлением. Объектами стратегического управления можно считать как само предприятие, так и его дочерние компании, подразделения и филиалы. При стратегическом управлении цели организации практически всегда достижимы, меняются лишь пути их достижения.
Проблемы стратегического менеджмента
- Препятствия, возникающие на пути менеджера и предприятия в достижении ключевой цели
- Проблемы, связанные с недостатком ключевых ресурсов
- Проблемы, возникающие из – за ситуации, не поддающихся прямому контролю менеджера
Рассмотрим проблемы, возникающие в стратегическом управлении на практическом примере.
Предположим, что менеджер планирует выбрать стратегию развития компании на краткосрочную перспективу. Для того, чтобы этот выбор был наиболее удачным, менеджеру следует учесть все риски, оказывающие влияние на его деятельность и попытаться их устранить. Если возникают риски, которые устранить не удается, то менеджеру следует выбрать другой путь стратегического управления.
Рассмотрев проблемы стратегического менеджмента, перейдем к его функциям.
Функции стратегического менеджмента
- Разработка стратегии
- Координация и контроль деятельности по стратегическому плану
- Мотивация персонала на выполнение стратегического плана
- Контроль сроков и результатов работы по стратегическому плану
- Корректировка деятельности организации в случае отклонения от стратегического плана
Менеджеру следует не только разработать эффективную стратегию управления предприятием, но и воплощать ее в жизнь. Не менее важным на данном этапе становится координация и контроль деятельности подчиненных. Не стоит допускать ситуации, когда стратегическое управление живет своей жизнью и не затрагивает интересы предприятия. В том случае, если такая ситуация возникает, то либо план не достаточно эффективен, либо руководитель существенно ослабил контроль. Рассмотри небольшой практический пример.
Руководитель разработал эффективную, по его мнению, стратегию управления туристической фирмой. Он активно старается воплотить ее в жизнь. Но, выясняется что данная стратегия эффективна лишь на производственных предприятиях линейного типа, а для туристической фирмы совсем не подходит. Для того, чтобы понять это руководителю потребовалось много времени. За это время в фирме произошли некоторые изменения, которые оказали существенное влияние на предприятие. Для того, чтобы устранить негативные последствия, руководителю необходимо отказаться от выбранной стратегии управления и устранить негативный эффект.
Аспекты стратегии управления
Стратегия управления может затрагивать следующие аспекты:
- Управление сбытом
- Управление производством
- Управление структурой
- Управление масштабом
- Управление персоналом
- Управление финансами
- Управление инновациями и решениями
- Управление развитием
Каждый из представленных аспектов может сформировать самостоятельную стратегию управления. Для больших предприятий характерен именно такой стиль развития и управления. Малые предприятия, чаще всего, выбирают наиболее перспективный, по их мнению, аспект и развивают его в зависимости от целей и предпочтений руководителя. В том случае, если предприятие развивается, и увеличивается в размере – стратегия изменяется.