Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Основные школы стратегического менеджмента

Как и в любой научной дисциплине, существуют различные школы стратегического менеджмента, которые хоть и проповедуют общие основные принципы, но, по-разному расставляют акценты в исследованиях, выделяя одни либо другие приоритеты методологии.

В литературе наиболее полный анализ школ стратегического менеджмента описан в работе Г. Минцберга, Б. Олстрэнда и Дж. Лэмпела (1997).

Ниже приведены десять школ стратегического менеджмента и определения, которые наилучшим образом описывают их видение стратегического процесса.

Классификация школ стратегического менеджмента. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Замечание 1

Перечисленные школы подразделяются на три группы. Первые три относятся к школам предписывающего характера - их последователи дают описание процессов формирования стратегии, а не ее действительной разработки.

Школы предписывающего порядка

  1. Школа дизайна концентрируется на формировании стратегии, как на процессе неформального дизайна, с точки зрения моделирования, проектирования и конструирования, а по сути - процессе осмысления и глубокой проработки.
  2. Школа планирования, разработка которой пришлась на 1970-е годы, формально описала первые теоретические постулаты школы дизайна. Согласно ей, разработка стратегии – это относительно изолированный систематический процесс формального планирования.
  3. Школа позиционирования, появившаяся в 1980-х годах, изучает не столько процессы формирования стратегии, сколько актуальность ее содержания. Свое название школа получила, так как ее внимание сосредоточено на выборе важных стратегических рыночных позиций организации.
«Основные школы стратегического менеджмента» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Следующие шесть школ изучают специфические аспекты разработки стратегии на основе описаний реальных процессов разработки стратегий.

Школы специфических аспектов процесса разработки стратегии

  1. Школа предпринимательства связывает стратегию с предпринимательством, на основании построения стратегии, которая опирается на видение будущего, озарения менеджеров и принимаемыми ими риски.
  2. Когнитивная школа опирается на логику когнитивной психологии и пытается проникнуть в сознание разработчика стратегии.
  3. Школа обучения, согласно которой устройство мира слишком сложно, из-за чего разработка стратегии от первого до последнего шага – бессмысленно и должно заменяться планированием. Стратегия должна разрабатываться постепенно, по мере обучения и развития организации.
  4. Школа власти рассматривает стратегию в виде процесса переговоров конфликтующих групп внутри самой организации либо между организацией и ее внешним окружением.
  5. Школа культуры, согласно которой культура организации определяет принципы формирования стратегии и стратегический процесс является коллективным процессом.
  6. Школа внешней среды, основной постулат которой – процесс построения стратегии является реактивным, то есть он инициируется не внутри организации, а под давлением обстоятельств внешней среды.
  7. В последнюю группу входит всего одна школа, которая фактически содержит в себе подходы остальных школ. Школа конфигурации представляет собой подход, объединяет разрозненные элементы, такие как процесс построения стратегии, содержание стратегии, организационную структуру и окружение, в отдельные последовательные компоненты жизненного цикла организации на стадиях роста или стабильной зрелости. Но при этом, если организация переходит в состояние стабильности, то разработка стратегии предполагает анализ этого перехода. Соответственно, эта школа, на основании на богатой литературы и практики стратегических изменений, описывает формирование стратегии как процесс трансформации.

Все эти школы в настоящее время обладают разным значением. Одни зарекомендовали себя и занимают надежные позиции в сфере анализа деятельности компаний "традиционных" отраслей, другие показали эффективность в инновационных отраслях бизнеса, третьи больше подходят для бесприбыльных и муниципальных организаций. На рисунке показаны места, которые занимают различные школы в процессе формирования единой стратегии. В центре - процесс реального создания стратегии, суть которого пытается понять только когнитивная школа.

Разделение школ и стратегических процессов. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Дата последнего обновления статьи: 21.06.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot