Как и в любой научной дисциплине, существуют различные школы стратегического менеджмента, которые хоть и проповедуют общие основные принципы, но, по-разному расставляют акценты в исследованиях, выделяя одни либо другие приоритеты методологии.
В литературе наиболее полный анализ школ стратегического менеджмента описан в работе Г. Минцберга, Б. Олстрэнда и Дж. Лэмпела (1997).
Ниже приведены десять школ стратегического менеджмента и определения, которые наилучшим образом описывают их видение стратегического процесса.
Перечисленные школы подразделяются на три группы. Первые три относятся к школам предписывающего характера - их последователи дают описание процессов формирования стратегии, а не ее действительной разработки.
Школы предписывающего порядка
- Школа дизайна концентрируется на формировании стратегии, как на процессе неформального дизайна, с точки зрения моделирования, проектирования и конструирования, а по сути - процессе осмысления и глубокой проработки.
- Школа планирования, разработка которой пришлась на 1970-е годы, формально описала первые теоретические постулаты школы дизайна. Согласно ей, разработка стратегии – это относительно изолированный систематический процесс формального планирования.
- Школа позиционирования, появившаяся в 1980-х годах, изучает не столько процессы формирования стратегии, сколько актуальность ее содержания. Свое название школа получила, так как ее внимание сосредоточено на выборе важных стратегических рыночных позиций организации.
Следующие шесть школ изучают специфические аспекты разработки стратегии на основе описаний реальных процессов разработки стратегий.
Школы специфических аспектов процесса разработки стратегии
- Школа предпринимательства связывает стратегию с предпринимательством, на основании построения стратегии, которая опирается на видение будущего, озарения менеджеров и принимаемыми ими риски.
- Когнитивная школа опирается на логику когнитивной психологии и пытается проникнуть в сознание разработчика стратегии.
- Школа обучения, согласно которой устройство мира слишком сложно, из-за чего разработка стратегии от первого до последнего шага – бессмысленно и должно заменяться планированием. Стратегия должна разрабатываться постепенно, по мере обучения и развития организации.
- Школа власти рассматривает стратегию в виде процесса переговоров конфликтующих групп внутри самой организации либо между организацией и ее внешним окружением.
- Школа культуры, согласно которой культура организации определяет принципы формирования стратегии и стратегический процесс является коллективным процессом.
- Школа внешней среды, основной постулат которой – процесс построения стратегии является реактивным, то есть он инициируется не внутри организации, а под давлением обстоятельств внешней среды.
- В последнюю группу входит всего одна школа, которая фактически содержит в себе подходы остальных школ. Школа конфигурации представляет собой подход, объединяет разрозненные элементы, такие как процесс построения стратегии, содержание стратегии, организационную структуру и окружение, в отдельные последовательные компоненты жизненного цикла организации на стадиях роста или стабильной зрелости. Но при этом, если организация переходит в состояние стабильности, то разработка стратегии предполагает анализ этого перехода. Соответственно, эта школа, на основании на богатой литературы и практики стратегических изменений, описывает формирование стратегии как процесс трансформации.
Все эти школы в настоящее время обладают разным значением. Одни зарекомендовали себя и занимают надежные позиции в сфере анализа деятельности компаний "традиционных" отраслей, другие показали эффективность в инновационных отраслях бизнеса, третьи больше подходят для бесприбыльных и муниципальных организаций. На рисунке показаны места, которые занимают различные школы в процессе формирования единой стратегии. В центре - процесс реального создания стратегии, суть которого пытается понять только когнитивная школа.