Основы стратегического управления
Стратегическое управление включает в себя менеджмент человеческих ресурсов. Сотрудники предприятия рассматриваются как эффективный ресурс. Предприятие рассчитывает на формирование спроса. Задача руководителя состоит в том, чтобы эффективно реагировать на меняющийся спрос. Повышенное внимание к спросу позволяет руководителю наделить предприятие конкурентными преимуществами. В сложных экономических условиях, применяя стратегическое управление, менеджер может удержать внимание потребителя и получить максимальную прибыль.
Предметы стратегического менеджмента
- Целевые проблемы
- Ресурсные проблемы
- Информационные проблемы
- Проблемы с персоналом
- Проблемы с продуктом
- Проблемы с инновациями
- Внешние проблемы
Проблематика стратегического менеджмента достаточно обширна. Есть группы, которые менеджер по стратегическому управлению может объединять. Таким образом, можно поступить с продуктовой или ресурсной группой. Проблемы с персоналом решаются при помощи мотивации и стимулирования. Проблемы с инновационными продуктами и решениями могут быть решены при помощи привлеченного специалиста. Однако, есть проблемы, которые очень сложно контролировать. Это группа внешних проблем. Внешние проблемы стратегического менеджмента не поддаются контролю руководителя. Менеджер может только учесть их и снизить их негативное влияние в будущем.
Выбор стратегии управления
Определившись с целями, задачами и миссией руководитель приступает к анализу сложившейся ситуации. Анализ может производиться одним человеком или группой лиц. Результат анализа определяет выбор стратегии управления предприятием. Выбор стратегии зависит от руководителя, его предпочтений. Можно сказать, что каждое предприятие индивидуально, так происходит и со стратегией управления. Универсальных стратегий не существует. Есть лишь традиционные подходы к формированию стратегии управления.
В общем, стратегическое управление можно представить как направление деятельности. В данном направлении должен действовать как руководитель, так и его подчиненные. Это ориентир в сложных социально – экономических условиях. Новые сотрудники в обязательном порядке должны знакомиться со стратегией управления и функционирования предприятия.
Для высшего уровня предприятия стратегический менеджмент – это направление. Средний уровень менеджеров предприятия должен воспринимать стратегию как цель. Рассмотрим практический пример.
Руководитель производит продукты питания и продает их под собственной маркой. Для него целью является продажа продуктов и получение прибыли. Для маркетингового отдела продажа продуктов – это направление, а целью выступает продвижение конкретной марки. Это действие стратегического менеджмента в практическом разрезе.
Оптимизация стратегического управления
- Проведение анализа деятельности предприятия
- Выявление ключевых и отстающих направлений
- Закрытие убыточных отделов
- Формирование эффективной структуры
- Развитие перспективного направления
- Изучение спроса
- Сопоставление спроса и направления деятельности фирмы
- Контроль процесса
- Анализ результатов
Процесс оптимизации стратегического управления может осуществляться руководителем, проектной группой, группой привлеченных экспертов или с применением технических средств. В настоящее время, рынок технических новинок достаточно хорошо развит для того, чтобы удовлетворить растущие потребности менеджеров. Используя технические средства, менеджеры исключают человеческий фактор и сводят ошибки к минимуму. Не для всех предприятий это подходит. В любом случае, выбор оптимальной стратегии всегда остается за руководителем и персоналом.