Стратегическое управление
Стратегическое управление, само по себе, опирается на человеческий потенциал предприятия как на основу организации, ориентирует всю деятельность предприятия в соответствии с запросами потребителей, а также реагирует на изменения окружающей среды и даёт возможность выживания организации при непосредственном достижении поставленных целей.
Объектом стратегического управления является организация, а предметом: проблемы связанные с целями организации, проблемы связанные с каким-либо элементом организации, проблемы связанные с внешними факторами.
Объекты стратегического управления
Выделяют три большие группы объектов стратегического управления, к ним относятся:
- предприятие в целом,
- поле хозяйствования организации,
- сфера деятельности организации.
Предприятие в целом может также подразумевать группу предприятий, концерн, завод или самостоятельную фабрику.
Поле хозяйствования представляет собой совокупность продуктово - рыночных сегментов и видов деятельности организации, которые выделяются предприятием для самостоятельной производственной, коммерческой, технической и иных видов деятельности. Само стратегическое поле имеет более мелкое деление на стратегическую единицу, которая представляет внутриорганизационную часть, ответственную за выработку стратегии на одном или нескольких выбранных сегментах рынка. Стратегическая единица вырабатывается на основании концепции сегментации рынка. Сегментом является определённым образом выделенная часть рынка, на которой может быть реализована продукция предприятия. А объекты, входящие в один сегмент обладают общими признаками. Задачей стратегической единицы является достижение поставленных перед ней стратегических целей.
Функциональная сфера деятельности – это структурное подразделение организации, которые ориентированы на выполнение определённых функций, а также обеспечение успешной деятельности стратегических единиц предприятия и организации в целом.
Принципы стратегического управления
Стратегическое управление в современных условиях подвержено основным принципам, это разделение управлением имуществом и производством, а также планирование доходов и расходов как основа стратегии предприятия. Также, к основными принципами являются:
- открытость – рассмотрение окружающей среды как общей для всех мест снабжения, производства и торговли, признание непосредственных контактов в качестве максимально эффективных, подчёркивание важности взаимного доверия и их преимущества перед любыми организационными схемами;
- комплексный подход подразумевающий не только выполнение определённых функций, но и решение возникающих проблем, а также принимающий отношение к конкретной фирме как к части окружающей среды, которая представляет для организации, как возможности, так и угрозы и определяет её конечное местоположение;
- ориентация на будущее, признаком которого является управление, опирающееся на воображаемую (желаемую) картину будущего организации, решение текущих проблем с точки зрения будущего, а также признание прогресса более важным фактором, чем простое выживание;
- творческий подход, подразумевающий максимально полное и эффективное использование человеческих, а не материальных ресурсов, соблюдающий принцип жажды нового во всём, развивающий чувство необходимого у персонала и поддерживающий лидеров;
- ориентация на результаты когда богатство зарабатывается трудом, а не расширением полномочий, когда критерием оценки служит достигнутый результат, а не выполняемые функции и дипломы, когда происходит упор на действие;
- совместная, подразумевающая поиск партнёров вместо одиночных действий, поиск согласия, ведение переговоров, ориентирование на совместную деятельность, а не на обеспечение доминирования.