Сущность стратегического менеджмента
Стратегический менеджмент представляет собой деятельность, направленную на достижение стратегических целей организации и осуществляемую в условиях неопределенной и изменчивой внешней среды.
Стратегический менеджмент позволяет организации наилучшим образом использовать существующие во внешней среде возможности и адаптироваться к ее требованиям, избегая угроз. Стратегический менеджмент является способом эффективного достижения организационных целей на основе создания и поддержания конкурентных преимуществ компании с учетом изменяющихся условий ведения бизнеса.
В основе стратегического управления организацией лежит ответ на три ключевых вопроса, касающихся ее деятельности:
- Определение текущего положения организации – стратегический анализ;
- Определение направления развития организации – стратегическое планирование;
- Определение способов и методов достижения будущего желаемого положения – реализация стратегии.
Цели и задачи стратегического управления
Целью стратегического менеджмента можно считать формулировку стратегии развития организации, реализация которой создает для компании возможность достичь наилучших результатов оптимальным способом через определенный период времени.
Для достижения данной цели в рамках стратегического управления организацией решаются следующие задачи:
- Эффективное распределение ресурсов;
- Планирование и контроль достижения стратегических целей компании;
- Определение и выбор перспективных направлений развития компании.
Стратегический менеджмент ориентирован на долгосрочную перспективу – планирование осуществляется в рамках временного горизонта в 5 и более лет. В рамках стратегического управления необходима организация и осуществление взаимодействия между различными функциональными подразделениями организации, обеспечение единой политики осуществления бизнес-деятельности внутри компании. При этом ключевые принципы стратегического управления зависят от состояния внешней среды компании и его изменений.
Функции и принципы стратегического менеджмента
Функционал стратегического менеджмента можно рассматривать через классическую схему управленческих функций – организацию, планирование, мотивацию и контроль.
Стратегическое планирование заключается в постановке организационных целей и способов их достижения, определении действий организации в целом и каждого ее сотрудника, необходимых для достижения поставленных целей. С помощью стратегического планирования организация получает ответ на вопросы о текущем положении компании, ее желаемом будущем положении и способах его достижения.
Организационная функция стратегического управления заключается в распределении обязанностей между сотрудниками организации, выполнение которых способствует достижению организационных целей.
Мотивационная функция нацелена на стимулирование сотрудников к выполнению поставленных перед ними задач и обязанностей в соответствии с планом и наилучшим для организации образом.
Контрольная функция стратегического менеджмента представляет собой процесс измерения результатов и сравнения их с запланированным результатом, а также разработки корректирующих решений.
Ключевыми принципами стратегического управления в организации являются:
- Единство целей, направления деятельности и интересов компании;
- Научная обоснованность планов и применяемых методов;
- Эффективность и экономичность стратегии;
- Подчиненность личных интересов сотрудников и менеджмента компании организационным целям;
- Мотивированность сотрудников;
- Разделение прав и обязанностей;
- Корпоративность.