Место стратегического менеджмента в управлении компанией
Издавна между людьми устанавливались хозяйственные отношения. Усложнение экономических связей вело к появлению производства, сбыта, закупок, развитию маркетинга, финансового дела и многих других дисциплин. Объекты хозяйствования приобретали более крупные формы, с множеством подсистем. Такое устройство компаний, коммерческих и некоммерческих организаций требует профессионального подхода в управлении, а также планировании тактических и стратегических целей.
Стратегическое управление направлено на установление долгосрочных ориентиров в развитии компании. Можно сказать, что данный тип менеджмента предполагает наличие комплекса мер, позволяющих реализовать планы фирмы, а также сохранить ее устойчивость и конкурентоспособность в длительном периоде времени. Важным звеном стратегического менеджмента является формирование действий, подбор инструментов, которые позволят решить вопросы организации бизнеса и достижения глобальных целей. Как и любой процесс, стратегический менеджмент имеет несколько этапов в своей реализации:
- Изначально определяется направленность деятельности компании, ее сфера хозяйствования.
- Далее глобальная цель разбивается на долгосрочные и краткосрочные.
- Разрабатываются несколько стратегий, которые с разных стороны рассматривают пути достижения поставленных задач.
- Выбирается наиболее оптимальная стратегия.
- Далее сформированный подход реализуется на практике.
- Обязательным этапом является отслеживание и контроль над результативностью внедренных решений.
Стоит отметить, что стратегическое управление задействует все подсистемы работы компании. Для эффективного планирования и реализации долгосрочных целей руководству необходимо провести серьезную аналитическую работу по отслеживанию факторов внешней и внутренней среды. Стратегия должна быть реализована на всех уровнях хозяйствования организации, так как в конечном итоге она должна достичь единой цели. Далее следуют частные решения в области формирования организационной структуры, внедрения систем управления. Важным звеном является обеспечение контроля над реализацией решений и установление информативной обратной связи, которая позволит вносить своевременные корректировки.
Понятие и сущность бизнес – процесса
Бизнес – процессы представляют собой определенную схему действий для достижения поставленных целей. Они могут распространяться на смежные подразделения одной компании, либо на всю совокупность внутренних процедур, имеющих схожую итоговую направленность. Обычно, под бизнес – процессом понимается комплекс работ или мероприятий, направленных на создание конкретного экономического блага для конечного потребителя.
В научной литературе выделяют три основных вида бизнес – процессов:
- Направленных на осуществление задач менеджмента. Например, стратегическое или корпоративное управление.
- Занимающихся вопросами организации текущих внутренних операций, за счет которых формируется основной поток денежной прибыли. Сюда относят снабжение, реализацию, маркетинг и другое.
- Реализующих обслуживание основного бизнеса – бухучет, работа с персоналом, информационное обеспечение и другое.
Этап формирования бизнес – процесса начинается с анализа спроса на рынке. Любой предприниматель стремится к минимизации противоречий и снижению барьеров в отношении взаимодействия всех подразделений компании. То есть, руководитель обеспечивает беспрепятственную реализацию бизнес – процесса.
Эффективность бизнес – процесса выражается в его потребительском интересе, а также в минимизации ошибок и ненужных расходов в период производственной деятельности. Если данные параметры достигнуты, то в итоге предприниматель получит продукт, пользующийся спросом. Кроме того, он сможет повысить рентабельность всех показателей деятельности своего объекта хозяйствования.
Для удобства разработки и внедрения бизнес – процесса его могут дробить на более мелкие подсистемы и подзадачи. Таким образом, можно увидеть недоработки, ошибки и вовремя устранить их. Кроме того, детальный подход в моделировании бизнес – процесса позволяет повысить его итоговую эффективность.
Моделирование бизнес – процесса
Моделирование является одним из научных методов, широко применяемых в различных областях человеческого знания. В сфере менеджмента организации моделирование бизнес – процессов дает возможность показать видение реализации работ и оценки всей совокупности производимых операций. Моделирование позволяет систематизировать цели и задачи компании, а также отследить процесс их реализации в практической деятельности.
Современный этап развития высоких технологий позволяет использовать программное обеспечение для разработки бизнес – процессов для конкретного вида хозяйственной деятельности. В основе данных программ лежать алгоритмы наиболее успешно реализующие основные задачи, стоящие перед менеджером по стратегическому планированию. Моделирование делает разработку бизнес – процессов универсальной:
- Позволяет ответить на конкретные вопросы текущей деятельности компании.
- Дает возможность разработать эффективные мероприятия по повышению конкурентоспособности фирмы.
- Создает определенную методологию действий для всех звеньев управляющего аппарата.
- Повышает уровень доступности и прозрачности внутренней информации.
Качественное моделирование бизнес – процессов дает возможность отследить не только прочность и рациональность внешних связей компании, но также увидеть внутренние недостатки и достоинства устройства организации. Современные условия ведения бизнеса требуют от предпринимателей постоянного поиска нестандартных решений, что проще воплотить благодаря знанию внутренних бизнес – процессов компании.
Моделирование процессов фирмы позволяет оптимизировать ее работу, создать научную и практическую базу для планирования и прогнозирования, а также рассматривать и минимизировать риски еще до момента их наступления.